Как разобрать краткое прилагательное морфологический разбор. Морфемный разбор прилагательного слова. Особенности полной формы

Имя прилагательное является изменяемой частью речи, обладает постоянными и непостоянными морфологическими свойствами. Разбор прилагательного как часть речи предполагает полную грамматическую характеристику данной словоформы. Подробный морфологический разбор прилагательного, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.

Общая схема разбора имени прилагательного

План морфологического разбора прилагательного следующий:

  1. Общее грамматическое значение - обозначает признак предмета;
  2. Отвечает на вопрос - какой? чей? (задается с учетом нужного рода, числа и падежа);
  3. Начальная форма – инфинитив, Им.п., ед.ч., м.р. (какой?);
  4. Постоянные морфологические свойства - разряд по значению: качественное, относительное либо притяжательное;
  5. Изменяемые признаки - степень сравнения (нулевая, сравнительная или превосходная), полная или краткая форма (определяется только у качественных прилагательных), падеж, число и род (для форм ед.ч.);
  6. Роль в предложении - прилагательные, примыкающие к существительным, являются определением, а в краткой форме - сказуемыми. Также может выступать в качестве именной части составного сказуемого. Синтаксическую роль необходимо показать графически - при помощи волнистой линии или двойного подчеркивания.

Следует запомнить последовательность, а также особенности морфологической характеристики имени прилагательного.

Важно! При выполнении анализа необходимо учитывать, что для качественных прилагательных, не имеющих других форм, степень сравнения и полная форма будут являться постоянными признаками. Например: бледно-зеленый. Для остальных эти признаки считаются непостоянными - красивый / красивее / самый красивый; красивый / красиво.

На нашем сайте представлен образец морфологического разбора прилагательного, который поможет учащимся правильно выполнять письменный анализ.

Соседи были рады угождать малейшим его прихотям.

  1. Малейшим - (каким?) - имя прилагательное;
  2. Нач.ф. - малейший;
  3. Пост.пр. - качественное;
  4. Непост.пр. - простая превосх. степень; в Д.п., мн.ч.;
  5. В предложении является определением и подчеркивается волнистой линией. Прихотям (каким?) малейшим.

Для помощи школьникам, а также для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ будет полезен морфологический разбор прилагательного онлайн. Для получения полного анализа слова как части речи достаточно ввести слова в отдельную графу.

Обязательной частью школьной программы по русскому языку является морфологический разбор и других частей речи. Учащиеся начинают знакомиться с ним еще в начальной школе, и вплоть до старших классов подобные задания часто встречаются.

Определение

Морфологический разбор - это определение того, к какой части речи относится рассматриваемая лексическая единица, и описание ее основных признаков.

Данный вид заданий представляет для школьников определенную сложность по ряду причин:

  1. Отсутствие четких представлений о частях речи или полное/частичное незнание того, чем одна часть речи отличается от другой.
  2. Необходимость запоминать большой объем связанных с каждой частью речи морфологических признаков.
  3. Необходимость помимо морфологии определять также синтаксическую роль слова в предложении, так как это требует знаний о членах предложения, которые дети часто путают с частями речи.

Таким образом, это универсальный инструмент тренировки сразу нескольких довольно обширных разделов теории русского языка, поэтому от него не отказываются, даже несмотря на слишком наукообразный характер и совершенную невостребованность в дальнейшей жизни.

Что такое морфология

Достоинства этого задания легко увидеть на любом примере.

Для характеристики по морфологическим признакам понадобится:

  • определить спряжение;
  • назвать вид;
  • указать возвратный глагол или невозвратный;
  • наклонение;
  • определить число (в любом времени);
  • при необходимости назвать время, лицо и род;
  • охарактеризовать синтаксическую роль в предложении.

Другими словами, нужно знать все о глаголе, его видах, спряжениях, наклонениях.

Морфологический разбор - это уникальное синтетическое задание, тренирующее все темы одновременно. Он легко позволяет определить пробелы в знаниях ученика и указывает, какая тема была в свое время недоучена или была забыта.

Система обучения русскому языку у нас в стране строится на постепенном усложнении материала и расширении уже сформированных представлений о частях речи.

Так, в начальной школе дети узнают, что такое существительное, глагол и прилагательное, на какие вопросы отвечает каждая из этих частей речи и какова их роль в предложении. На протяжении нескольких лет эти темы прочно закрепляются и оттачиваются. Параллельно дети узнают о спряжениях и склонениях, учатся правильно определять их. И только после этого начинают учить, как сделать морфологический разбор.

Элементы его могут быть введены уже в 4 классе. Что такое морфологический разбор слова 5 класс начинает изучать и выполнять полноценным образом. В 6 классе ребята знакомятся с разбором прилагательных, глаголов, числительных, местоимений. Причастия и деепричастия, а также наречия и служебные части речи изучаются в 7 классе.

Важно! Морфологический разбор наречия и прочих частей речи не представляет сложностей только для тех учащихся, которые хорошо усвоили весь материал, касающийся той или иной части речи.

Очевидно, что если школьник не понял, что такое наклонения, и чем они отличаются друг от друга, то провести качественный и безошибочный разбор глагола он не сможет. В этом случае рекомендуется обратиться вновь к тем главам учебника, где освещались данные темы.

Ниже приведем таблицу самостоятельных частей речи русского языка.

На какой вопрос отвечает Начальная форма Постоянные признаки Непостоянные признаки Синтаксическая роль
Имя существительное
Кто? Что?

(и все возможные падежные формы)

Именительный падеж ед. числа Собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род (кроме существительных, которые имеют только форму мн. числа); склонение.

Падеж, число В предложении является подлежащим или дополнением. Иногда может быть сказуемым.
Имя прилагательное
Какой? Каков?

(и вариации в родах и числах)

Именительный падеж ед. ч. муж. рода Разряд (качественное, относительное, притяжательное). Падеж; число; род (в ед.ч.);

у качественных кроме того: степень сравнения; форма (краткая или полная).

В предложении является определением. Может выступать в роли сказуемого.
Глагол
Что делать? Что сделать? (вариации во времени и по родам и числам) Инфинитив

(отвечает на вопрос Что делать? или Что сделать?)

Вид; спряжение; возвратность; переходность. Наклонение; ед. или мн.ч.; время, лицо и род (указываются при наличии) В предложении является сказуемым. Редко может выступать в качестве подлежащего.
Имя числительное
Сколько? Какой по порядку? Именительный падеж Простое или составное; количественное или порядковое; для количественных указать целое, дробное или собирательное. Падеж; число и род (если имеются) Часто относится к существительному и является с ним одним членом предложения. Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения.
Местоимение
Кто? Что? Какой? Где? Сколько? Куда? Именительный падеж ед. числа. Разряд; лицо (у личных) Падеж; число и род (если есть) Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения, обстоятельства, дополнения.
Причастие
Какой? Каков?

(и вариации по родам и числам)

Именительный падеж ед. числа муж. рода (указать, от какого глагола образовано) Действительное или страдательное; время; вид; возвратность. Число; род

(в ед.ч.); для страдательных причастий указать форму (полная или краткая); для полных указать падеж.

В предложении является определением или сказуемым.

Может выступать в роли подлежащего или дополнения.

Деепричастие
Что делая? Что сделав? Нет (указать глагол, от которого образовано) Вид (совершенный или несовершенный), возвратность, неизменяемость.
Наречие
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Нет Разряд по значению (наречие места, времени или образа действия); неизменяемость; степень сравнения (если есть). В предложении является обстоятельством

Ниже укажем, на что следует обратить внимание в каждом случае. Морфологический разбор существительного требует досконального знания склонений и падежей. В этом дети чаще всего допускают ошибки.

Обратите внимание! В русском языке имеются разносклоняемые существительные (пламя, знамя), о чем так и следует писать, указывая склонение.

Некоторые трудности могут возникнуть с определением числа некоторых существительных. Помним, что собирательные существительные в русском языке (тряпьё, детвора) имеют всегда только форму единственного числа и не могут изменяться по числам или сочетаться с количественными числительными (нельзя сказать — два тряпья, студенчествы). Полезно также помнить об общем роде существительных (тихоня, простофиля…) и не обращать внимания на окончание –я, поспешно указывая женский род.

Рассмотрим пример: «По двору чинно расхаживала мелкая собачонка».

  1. По двору (по чему?) - существительное.
  2. Нач. ф. — «двор». Пост. признаки: нариц., неодуш., м.р., 2 скл. Непост. признаки: Дат. п., ед.ч.
  3. По двору.

Морфологический разбор прилагательного немыслим без знания разрядов. Над этим следует работать до тех, пор, пока ребенок не сможет слёту называть, какое перед ним прилагательное.

Особого внимания заслуживают отглагольные прилагательные, которые отличаются от причастий отсутствием приставок и написанием только одной Н в суффиксе (вязаный, кипячёная). Часто (но не всегда) они относятся к относительным прилагательным.

Полезное видео: морфологический разбор имени существительного

Образец морфологического разбора прилагательного

«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»

  1. Мелкая (какая?) - прилагательное.
  2. Нач.ф. — «мелкий». Пост. признаки: качеств. Непост. признаки: полное, Им.п., ед.ч. жен.р.
  3. Мелкая.

При выполнении морфологического разбора глагола следует помнить об исключениях в правиле о спряжениях и уметь определять переходность/непереходность глаголов.

Выполняя задание для причастия или деепричастия, учащиеся часто допускают следующую ошибку: заменяют вид глагола, от которого образовано причастие. Например: уехавший - образовано от глагола совершенного вида «уехать» (а не «уезжать» или «ехать» — несовершенный вид). Во избежание подобных ошибок важно задавать вопрос не «Какой? Какова?», а «Что делавший? Что сделавшая?» и т.п. (не совсем по-русски, но зато исключаются проблемы с определением вида).

Морфологический разбор прилагательного

Если не совсем понятно, как разбирать причастия, советуем рассмотреть пример ниже.

«Разбудили меня звуки, доносящиеся с улицы в открытое окно».

  1. Доносящиеся (что делающие?) - причастие. Образовано от глагола «доноситься».
  2. Нач.ф. — «доносящийся». Пост. признаки: действит., наст.вр., несов.в., возврат. Непост. признаки: мн.ч.
  3. Доносящиеся.

Меньше всего проблем вызывает морфологический разбор . Поскольку это неизменяемая часть речи, важно лишь правильно указывать разряд по значению. Эти разряды нужно выучить наизусть.

Образец:

«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»

  1. Чинно (как?) - наречие.
  2. Признак действия; неизм.
  3. Чинно.

В последнее время стали доступны различные электронные вспомогательные сервисы. Так, можно сделать морфологический разбор слова онлайн, только для этого нужно посещать профессиональные и проверенные страницы. Кроме того, лучше сначала выполнить задание самостоятельно, а Интернет использовать как проверяющую инстанцию.

Полезное видео: морфологический разбор

Надеемся, что вопрос, как сделать морфологический разбор слова, более не вызовет у вас затруднений. Желаем радости от обучения.

Вконтакте

Порядок разбора:

1.Часть речи, общее значение, вопрос
2.Начальная форма (ед.ч., м.род, им.падеж)
3.Морфологические признаки: постоянные (разряд – качественное, относительное или притяжательное); непостоянные (только у качественных – полная или краткая форма, степень сравнения; у всех – род (в ед.ч.), число, падеж)
4.Чем является в предложении.

Она была самой красивой девочкой в лагере.

  1. Самой красивой (какой?) – имя прилаг., обозначает признак предмета;
  2. Н.ф.- красивый;
  3. Пост.признаки: качественное; непост. признаки: в полной форме, в превосходной степени, в ж.р., в ед.ч., в Т.п.;
  4. В предложении является определением.

Это была деревянная шкатулка.

1.Деревянная (какая?) – имя прилаг., обозначает признак предмета;
2.Н.ф. – деревянный;
3.Пост.признаки: относительное; непост.признаки: в ж.р., в ед.ч., в И.п.

Папин пиджак хорошо сел на мне.

Папин (чей?) – имя прилаг., обозначает признак предмета;
2.Н.ф. – папин;
3.Пост.признаки: притяжательное; непост.признаки: в м.р., в ед.ч., в И.п.
4.В предложении является определением.

Морфологический разбор слова подразумевает полную грамматическую характеристику слова как части речи и члена предложения. В данном разборе прописываются все грамматические признаки этого слова (те признаки, которые отличают эту часть речи от других).

Слово всегда разбирается по определенному алгоритму.

Прилагательное как часть речи

Прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении чаще всего выступает в роли определения.

Прилагательное имеет следующие грамматические признаки:

  • род (мужской, средний, женский);
  • число (единственное, множественное);
  • падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Мы выделяем эти грамматические признаки, так как в этом прилагательное зависит от существительного к которому относится. Рассмотрим на примере слова "красный":

  • Красный цветок (мужской род существительного - мужской род прилагательного), красное лицо (средний род существительного - средний род прилагательного), красная рубашка (женский род существительного - женский род прилагательного). Если у нас прилагательное идет без существительного (слово взято отдельно от контекста), то его род определяется по вопросу: какой - мужской, какая - женский, какое - средний.
  • Красные глаза (множественное число существительного - множественное число прилагательного), красный цвет (единственное число существительного - единственное число прилагательного). Если прилагательное без существительного, то смотрим на его окончание, подставляем по смыслу существительное во множественном или единственном числе).
  • Красное лицо (кто? что? - именительный падеж), красного лица (кого? чего? - родительный падеж и так далее).

Также прилагательное обладает следующими признаками:

  • качественное (зеленый), относительное (каменный), притяжательное (лисий) - в зависимости от того, что обозначает;
  • степень сравнения - быстрый, быстрее, самый быстрый;
  • краткая и полная форма: какой? быстрый - каков? быстр.

Морфологический разбор прилагательного

Приведем алгоритм разбора прилагательного на примере слова "красивый" в предложении: Он сорвал красивый цветок.

  1. Часть речи - прилагательное.
  2. Морфологические признаки.

2.1. Начальная форма слова - красивый.

2.2. Постоянные признаки (качественное, относительное или притяжательное) - качественное.

2.3. Непостоянные признаки (число, род, падеж, степень сравнения, краткое или полное) - ед.ч., муж.р., Вин.п.).

3. Синтаксическая роль в предложении.

Цветок (какой? красивый) - определение.

Для решения данного задания, вспомним, что морфологический разбор слова это это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования в конкретном тексте. План разбора имени прилагательного:

1) Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2) Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:

  • Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
  • Непостоянные морфологические признаки. Только для качественных прилагательных: а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
    б) полная или краткая форма. Число, род (в единственном числе), падеж.

3) Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

Разбор имени прилагательного как части речи необходимо знать каждому школьнику. Известно, что эта часть речи вносит дополнительные эмоциональные и красочные оттенки в нашу речь, делая ее более богатой и насыщенной. Этот разбор начинают изучать еще в начальных классах, но со временем схема усложняется, и это позволяет сделать более подробный анализ и разбор.

Инструкция для разбора

Чтобы правильно выполнить морфологический разбор, необходимо знать его план-схему и инструкцию о том, как разобрать прилагательное как часть речи. Например, определить часть речи, а затем указать его морфологические признаки и функцию в предложении.

План разбора:

  1. Определить и доказать, к какой части речи относится это указанное слово.
  2. Записать начальную форму этого заданного для разбора слова.
  3. Указать постоянные морфологические признаки заданного слова.
  4. Указать непостоянные грамматические признаки.
  5. Синтаксическая роль заданного слова.

Любой морфологический разбор всегда начинается с того, что определяется часть речи разбираемого слова. Если это прилагательное, то необходимо указать это. Стоит вспомнить, что это самостоятельная или знаменательная часть речи, которая обязательно обозначает какой-либо признак предмета. Здесь же можно задать вопрос, который будет доказывать, что это разбираемое слово является прилагательным. Такие слова для разбора отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое?, а также чей? каков? какова? каковы?

После определения части речи разбираемое слово необходимо поставить в начальную форму . Для имени прилагательного начальная форма – это заданное слово, которое необходимо записать в мужском роде и в единственном числе.

Следующим этапом в разборе является определение его грамматических признаков. Обычно разбор начинается с постоянных признаков, к которым относятся разряды по значению, а если качественное, то, соответственно и степени сравнения.

Разряды по значению , которые известны каждому школьнику и которые можно найти в школьных учебниках:

  1. Качественное.
  2. Относительное.
  3. Притяжательное.

Относительные указывают на материал, из которого изготовлен предмет, на место или время. Например, соломенная шляпка – это шляпка из соломы, весенний дождь – это дождь, который идет весной, пришкольный участок – это тот участок, который относится к школе.

Притяжательные обозначают принадлежность к кому-либо или к чему-либо. Такие слова обычно отвечают на вопрос «чей?». Например, лисий хвост – это хвост, принадлежавший лисе, сестрин шарф – это шарф сестры.

Качественные дают характеристику предмета, описывают внешность и его цвет. Например, тонкий карандаш, голубая лента. Качественные образуют две степени сравнения:

  1. Превосходную.
  2. Сравнительную.

Превосходная степень обязательно имеет две формы: простую и составную. Первая образуется по следующей схеме: имя прилагательное в начальной форме + -ейш или -айш, которые являются суффиксами. Например, превосходный – превосходнейший. Составная форма образуется от имени прилагательного, стоящего в начальной форме, путем прибавления слов: самый, наиболее, наименее, всех, всего. Например, самый высокий, выше всех.

Сравнительная степень имеет также две формы: простую и составную. Простая форма образуется прибавлением к данной части речи, которое должна находиться в начальной форме, таких суффиксов, как -ей, -ее, -е, -ше. Например, злой – злее. Составная форма образуется прибавлением к имени прилагательного, которое стоит в начальной форме, таких слов, как более или менее. Например, более добрый, менее злой. Если прилагательное качественное, то тогда у него следует определить и форму: краткую или полную. Краткая форма у качественных образуется путем усечения окончания. Например, низкий – низок, низкая – низка, низкое – низко, низкие – низки.

Для определения непостоянных признаков стоит найти в тексте или в предложении то существительное, к которому оно относится. Известно, что имя прилагательное согласуется с существительным по нескольким признакам, которые как раз и изменяются. Непостоянными признаками являются:

  1. Число.
  2. Падеж.

Синтаксическая функция разбираемого слова указывается на последнем этапе. Чаще всего имя прилагательное является определение, но реже может входить и в состав составного именного сказуемого. Например, длинный (определение) стол стоял посередине комнаты. Девушка была красива (составное именное сказуемое).

Пример морфологического разбора

I. Короткий (хвост) – имя прилагательное . Слово «короткий» обозначает признак предмета. Хвост (какой?) короткий.

Н. ф. – короткий.

II. Морфологические признаки слова «короткий».

Постоянные признаки: качественное, сравнительная степень, полная форма.

Непостоянные признаки: мужской род (какой), единственное число (один), именительный падеж (что? короткий хвост).

III. Хвост (какой?) короткий (определение).

Морфологический разбор позволяет улучшить навыки грамматического анализа слова . Прежде чем приступать к такому виду работы, необходимо изучить грамматическую характеристику данной части речи.

Всегда стоит помнить, что разбирать имена прилагательные можно только в том случае, если они даны в каком-то предложении, так как правильно проанализировать указанное слово без контекста невозможно.

При морфологическом разборе указанное слово, которое чаще всего выделяется цифрой «3», выписывают из текста, не изменяя его. Если оно употребляется с предлогом, то их выписывают вместе, если и предлог относится к имени прилагательному. Если же предлог относится к существительному или другой части речи, то тогда его выписывать не следует. Выполнить такой разбор, изучив грамматические признаки имени прилагательного, будет несложно.

Видео

В этом видео - образец устного морфологического разбора имени прилагательного.