Особенности вербальных и невербальных средств общения мужчин и женщин. Реферат: Мужской и женский стили общения 12 особенности мужской и женской вербальной коммуникации

Значимость общения для мужчин и женщин.

Аффилиация – потребность в общении и в эмоциональных контактах.

Аффилиативные тенденции сильнее выражены у лиц с направленностью на межличностное общение, т.е. у женщин.

Установлено, что средний объем общения у мужчин в 1,5 раза меньше, чем у женщин.

Большая значимость общения для женщин подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья именно женщинами, но не обнаруживает такой же связи у мужчин.

Половые особенности социальной перцепции.

Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека.

Лица женского пола дают более детализированное описание другого человека, чем лица мужского пола.

Лица женского пола при оценке людей более «добрые», чем лица мужского пола.

Для мужчин при восприятии женщин решающее значение имеют физические признаки привлекательности. Высокоэкспрессивные женщины воспринимаются как более дружелюбные, чем низкоэкспрессивные.

Приводятся данные, согласно которым, многословие мужчин было воспринято как недостаток в их личности, а у женщин – как норма.

Женщины редко ошибаются

в своих суждениях друг о друге.

А. Кристи

Если хотите узнать о недостатках девушки,

похвалите ее перед подругами.

Б. Франклин

Отношение к противоположному полу.

Во многих исследованиях показано, что оценки представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста.

Дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у девочек – «девочки лучше мальчиков, и я хорошая».

Выявилось, что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое собственное – как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же определяют свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков – как плохое. Роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. Представления о «хорошей» школьнице и «настоящей» женщине не противоречат друг другу, в то время как быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время «настоящим» мужчиной в сознании учащихся выступают как противоречивые представления.

Половые особенности выбора партнера общения детьми.

Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность.

Контакты и игровое взаимодействие детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны, и при этом меньше возникает конфликтных ситуаций.

Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в группах меньших по размеру, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности. У девочек роль представлений о себе со стороны других имеет большее значение для установления с ними отношений, чем у мальчиков.

В силу более высокой конкурентности мальчики чаще, чем девочки, предпочитают дружить с теми, кто добивается меньших успехов и дистанцируются от тех сверстников, кто имеет лучшие учебные или спортивные показатели. Студентки же, наоборот, дружат с теми, кто добивается лучших результатов, чем они сами.

Круг общения у женщин и мужчин.

В круг непосредственного общения у женщин разновозрастных лиц входит больше, чем у мужчин. Если юноши в общении с представителями противоположного пола ориентируются в основном на сверстниц, то девушки в значительной их части – на более старших представителей мужского пола.

Основанием для включения того или иного человека в круг общения у мужчин является возможность получения от этих лиц различного рода помощи, а также участие их в удовлетворении повседневных бытовых потребностей. С возрастом причины формирования круга непосредственного общения меняются. Если у детей предпочтение отдается по эмоционально-половому признаку, то у взрослых главным фактором в выборе партнеров общения является прагматизм.

В реальном межличностном взаимодействии и в чисто личностном плане высококомпетентные женщины не пользуются расположением не только у мужчин, но и женщин. Проигрыш мужчины женщине почти всегда означает снижение его самооценки, поскольку «настоящий» мужчина должен всегда обыгрывать женщину.

В пожилом возрасте женщины склонны к активному расширению межличностных контактов, в то время как мужчины ограничивают свои контакты рамками семьи.

Теснота общения и пол.

Среди дружащих девочек отношения более доверительные, чем среди мальчиков. У девочек близкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше, чем у мальчиков.

Эта же тенденция сохраняется и у взрослых. Женщины имеют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные разговоры. Отсутствие интимных отношений женщины переживают сильнее, чем мужчины, но при этом они способны лучше маскироваться и сублимироваться.

И мужчины, и женщины описывают свои дружеские отношения с женщинами как более близкие, приносящие радость и взаимную заботу.

Хотя мужчины более склонны к совместной деятельности и совместным играм с друзьями, они имеют больше «секретов», чем женщины, менее откровенны и неохотно делятся с другими интимной информацией. Даже испытывая достаточно сильное чувство привязанности, они боятся его проявлять, так как самораскрытие считается признаком слабости и приводит к потере уважения со стороны других мужчин. Поэтому мужчины более одиноки, чем женщины. Несмотря на то, что круг общения у мужчин может быть шире, общение носит более поверхностный характер, чем у женщин.

Женщины считают свое общение с близкими им людьми более тесным и стабильным, чем мужчины.

Сплоченность. В младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки. Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась на студенческих учебных группах.

Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью. Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга. Среди девочек распространены нежные прозвища, тогда как мальчики за основу кличек берут физические особенности или фамилии.

Мужской и женский стили общения.

Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности. Правда, с веками нравы меняются. Теперь женщины взгляд не отводят.

Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям, характерный для людей, облеченных властью, а женский – взаимозависимость. Мужчины говорят с нажимом, перебивают собеседника, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника – они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны.

Мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью, стремлением к доминированию, к креативным и рациональным способам взаимодействия. Мужчины общаются друг с другом на большем расстоянии, у них меньше принято обниматься и особенно целоваться.

Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола, они располагают большим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком. Вследствие большей социальной ориентированности женщины четче осознают те хрупкие связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным.

Обмен взглядами. Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, у мужчин же таких различий нет.

Различия в обращениях. Обращения, направленные к мужчинам и женщинам, различаются. В ласкательных прозвищах женщина превращается в еду или детенышей животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек, зайчик, цыпленок и т.п. По мнению психологов, это подтверждает отношение к женщине как человеку, имеющему более низкий статус.

Жесты, используемые мужчинами и женщинами в процессе общения. Жесты во время общения используются мужчинами и женщинами в разных вариациях и с разной частотой. Мужчины чаще используют прикосновения к другим, чем женщины, последние предпочитают прикосновения к себе.

Жест доверия – «Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма. Это означает доверительность, но часто вместе с тем некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит. Такую позу можно принять, чтобы вызвать абсолютное доверие к себе. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.

Жест «руки, прикладываемые к груди» еще со времен Древнего Рима расценивается как открытость и честность. Женщины этот жест используют редко.

Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.

Для женщины типичный жест неуверенности – медленное и изящное поднимание руки к шее; если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно.

Для маскулинной манеры поведения характерны сидение с широко расставленными ногами, широкий шаг, разговор громким голосом.

Роль ростовых соотношений между мужчинами и женщинами. Чем выше мужчина, тем ближе он подходит к собеседнику и, наоборот, чем меньше рост мужчины, тем дальше он предпочитает находиться от своего собеседника. У женщин же наблюдается прямо противоположная зависимость. Объясняется это тем, что в нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма» - мужчина должен быть высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. Поэтому люди стремятся неосознанно соответствовать этим нормам. Рослому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой недостаток. Отсюда следует, что не нужно во время разговора близко подходить к высокой женщине или малорослому мужчине – им это будет неприятно. С другой стороны, к миниатюрной женщине или рослому мужчине можно подходить почти вплотную – им это будет приятно.

Мужской и женский стили общения в основном формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов, хотя не отрицается и роль психофизиологических особенностей. Действительно, вряд ли потребность девочек выражать свои эмоциональные переживания в общении со сверстницами тоже является лишь следствием подражания матери. Большинство девочек от природы более эмоциональны, а это значит, что у них сильнее выражена и потребность в разрядке эмоционального напряжения. Скорее поведенческие характеристики следует рассматривать как фенотипические, как сплав врожденного и приобретенного.

Занятие № 4.

Значимость общения для мужчин и женщин.

Аффилиация – потребность в общении и в эмоциональных контактах.

Аффилиативные тенденции сильнее выражены у лиц с направленностью на межличностное общение, т.е. у женщин.

Установлено, что средний объем общения у мужчин в 1,5 раза меньше, чем у женщин.

Большая значимость общения для женщин подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья именно женщинами, но не обнаруживает такой же связи у мужчин.

Половые особенности социальной перцепции.

Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека.

Лица женского пола дают более детализированное описание другого человека, чем лица мужского пола.

Лица женского пола при оценке людей более «добрые», чем лица мужского пола.

Для мужчин при восприятии женщин решающее значение имеют физические признаки привлекательности. Высокоэкспрессивные женщины воспринимаются как более дружелюбные, чем низкоэкспрессивные.

Приводятся данные, согласно которым, многословие мужчин было воспринято как недостаток в их личности, а у женщин – как норма.

Женщины редко ошибаются

в своих суждениях друг о друге.

А. Кристи

Если хотите узнать о недостатках девушки,

похвалите ее перед подругами.

Б. Франклин

Отношение к противоположному полу.

Во многих исследованиях показано, что оценки представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста.

Дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у девочек – «девочки лучше мальчиков, и я хорошая».

Выявилось, что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое собственное – как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же определяют свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков – как плохое. Роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. Представления о «хорошей» школьнице и «настоящей» женщине не противоречат друг другу, в то время как быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время «настоящим» мужчиной в сознании учащихся выступают как противоречивые представления.

Половые особенности выбора партнера общения детьми.

Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность.

Контакты и игровое взаимодействие детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны, и при этом меньше возникает конфликтных ситуаций.

Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в группах меньших по размеру, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности. У девочек роль представлений о себе со стороны других имеет большее значение для установления с ними отношений, чем у мальчиков.

В силу более высокой конкурентности мальчики чаще, чем девочки, предпочитают дружить с теми, кто добивается меньших успехов и дистанцируются от тех сверстников, кто имеет лучшие учебные или спортивные показатели. Студентки же, наоборот, дружат с теми, кто добивается лучших результатов, чем они сами.

Круг общения у женщин и мужчин.

В круг непосредственного общения у женщин разновозрастных лиц входит больше, чем у мужчин. Если юноши в общении с представителями противоположного пола ориентируются в основном на сверстниц, то девушки в значительной их части – на более старших представителей мужского пола.

Основанием для включения того или иного человека в круг общения у мужчин является возможность получения от этих лиц различного рода помощи, а также участие их в удовлетворении повседневных бытовых потребностей. С возрастом причины формирования круга непосредственного общения меняются. Если у детей предпочтение отдается по эмоционально-половому признаку, то у взрослых главным фактором в выборе партнеров общения является прагматизм.

В реальном межличностном взаимодействии и в чисто личностном плане высококомпетентные женщины не пользуются расположением не только у мужчин, но и женщин. Проигрыш мужчины женщине почти всегда означает снижение его самооценки, поскольку «настоящий» мужчина должен всегда обыгрывать женщину.

В пожилом возрасте женщины склонны к активному расширению межличностных контактов, в то время как мужчины ограничивают свои контакты рамками семьи.

Теснота общения и пол.

Среди дружащих девочек отношения более доверительные, чем среди мальчиков. У девочек близкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше, чем у мальчиков.

Эта же тенденция сохраняется и у взрослых. Женщины имеют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные разговоры. Отсутствие интимных отношений женщины переживают сильнее, чем мужчины, но при этом они способны лучше маскироваться и сублимироваться.

И мужчины, и женщины описывают свои дружеские отношения с женщинами как более близкие, приносящие радость и взаимную заботу.

Хотя мужчины более склонны к совместной деятельности и совместным играм с друзьями, они имеют больше «секретов», чем женщины, менее откровенны и неохотно делятся с другими интимной информацией. Даже испытывая достаточно сильное чувство привязанности, они боятся его проявлять, так как самораскрытие считается признаком слабости и приводит к потере уважения со стороны других мужчин. Поэтому мужчины более одиноки, чем женщины. Несмотря на то, что круг общения у мужчин может быть шире, общение носит более поверхностный характер, чем у женщин.

Женщины считают свое общение с близкими им людьми более тесным и стабильным, чем мужчины.

Сплоченность. В младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки. Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась на студенческих учебных группах.

Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью. Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга. Среди девочек распространены нежные прозвища, тогда как мальчики за основу кличек берут физические особенности или фамилии.

Мужской и женский стили общения.

Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности. Правда, с веками нравы меняются. Теперь женщины взгляд не отводят.

Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям, характерный для людей, облеченных властью, а женский – взаимозависимость. Мужчины говорят с нажимом, перебивают собеседника, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника – они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны.

Мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью, стремлением к доминированию, к креативным и рациональным способам взаимодействия. Мужчины общаются друг с другом на большем расстоянии, у них меньше принято обниматься и особенно целоваться.

Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола, они располагают большим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком. Вследствие большей социальной ориентированности женщины четче осознают те хрупкие связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным.

Обмен взглядами. Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, у мужчин же таких различий нет.

Различия в обращениях. Обращения, направленные к мужчинам и женщинам, различаются. В ласкательных прозвищах женщина превращается в еду или детенышей животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек, зайчик, цыпленок и т.п. По мнению психологов, это подтверждает отношение к женщине как человеку, имеющему более низкий статус.

Жесты, используемые мужчинами и женщинами в процессе общения. Жесты во время общения используются мужчинами и женщинами в разных вариациях и с разной частотой. Мужчины чаще используют прикосновения к другим, чем женщины, последние предпочитают прикосновения к себе.

Жест доверия – «Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма. Это означает доверительность, но часто вместе с тем некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит. Такую позу можно принять, чтобы вызвать абсолютное доверие к себе. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.

Жест «руки, прикладываемые к груди» еще со времен Древнего Рима расценивается как открытость и честность. Женщины этот жест используют редко.

Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.

Для женщины типичный жест неуверенности – медленное и изящное поднимание руки к шее; если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно.

Для маскулинной манеры поведения характерны сидение с широко расставленными ногами, широкий шаг, разговор громким голосом.

Роль ростовых соотношений между мужчинами и женщинами. Чем выше мужчина, тем ближе он подходит к собеседнику и, наоборот, чем меньше рост мужчины, тем дальше он предпочитает находиться от своего собеседника. У женщин же наблюдается прямо противоположная зависимость. Объясняется это тем, что в нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма» - мужчина должен быть высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. Поэтому люди стремятся неосознанно соответствовать этим нормам. Рослому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой недостаток. Отсюда следует, что не нужно во время разговора близко подходить к высокой женщине или малорослому мужчине – им это будет неприятно. С другой стороны, к миниатюрной женщине или рослому мужчине можно подходить почти вплотную – им это будет приятно.

Мужской и женский стили общения в основном формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов, хотя не отрицается и роль психофизиологических особенностей. Действительно, вряд ли потребность девочек выражать свои эмоциональные переживания в общении со сверстницами тоже является лишь следствием подражания матери. Большинство девочек от природы более эмоциональны, а это значит, что у них сильнее выражена и потребность в разрядке эмоционального напряжения. Скорее поведенческие характеристики следует рассматривать как фенотипические, как сплав врожденного и приобретенного.

Занятие № 4.

ПРИРОДА ЯЗЫКА

Язык - это совокупность слов и систем их использования, общих для людей одного и того же языкового сообщества. Несмотря на то, что языковые сообщества различаются в используемых словах и в их грамматических и синтаксических системах, все языки служат для одних и тех же целей.

1. Мы используем язык, чтобы определять, обозначать, характеризовать и ограничивать. Таким образом, когда мы определяем здание как относящееся к эпохе «Рококо», мы отличаем его от другого, которое может быть идентифицировано как «А-образное».

2. Мы используем язык для оценки. Посредствам языка мы выражаем позитивное или негативное отношение. Например, если Максу нужно больше времени для принятия решения, чем другим, то вы можете охарактеризовать Макса положительно, как «задумчивого», или отрицательно, как «лодыря».

3. Мы используем язык, чтобы обсуждать вещи, лежащие вне нашего непосредственного опыта. Язык дает нам возможность рассуждать гипотетически, сообщать о прошлых и будущих событиях и рассказывать о людях и вещах, отсутствующих во время разговора. Таким образом, мы можем использовать язык, чтобы обсудить, где мы надеемся быть через 5 лет, проанализировать беседу двух знакомых, состоявшуюся на прошлой неделе, или изучить историю формирования мира, в котором живем.

4. Мы можем использовать язык, чтобы поговорить о языке. Мы можем пользоваться языком, чтобы обсудить, как кто-то составил фразу, и не лучше ли сформулировать мысль яснее или так, чтобы возникла положительная ответная реакция. Например, если ваша подруга сказала, что она встретится с вами «сегодня в полдень», а ее не было до 5 часов, то при закономерном вопросе где она была вам обоим, вероятно, придется обсуждать смысл выражения «сегодня в полдень».

Для понимания понятия денотативные значения необходимо выполнить задание. Вы должны перечислить в ваших рабочих тетрадях десять сленговых слов или выражений. Обсудите, какой смысл вы вкладываете в эти слова в отличие от того, который придают им ваши родители, а также дедушки и бабушки (например, «Он крутой!»). Напишите ваше собственное толкование каждого из следующих слов, после этого загляните в словарь и убедитесь, насколько ваше определение соответствует словарному:

    здание справедливость

    любовь кольцо

    успех лента

    стекло мир

    свобода честь

Язык и значение

На первый взгляд, отношение между языком и значением кажется совершенно ясным. Мы выбираем правильное слово, а люди будут истолковывать вложенный в него смысл верно. На самом деле отношение между языком и значением вовсе не так просто по двум причинам: язык должен быть выучен, а использование языка - это творческий акт. Во-первых, мы не рождаемся знающими язык. Скорее, каждое поколение, принадлежащее определенному языковому сообществу, изучает язык заново. Мы узнаем многое из нашего языка на ранней стадии жизни, от наших семей, еще больше мы изучаем в школе. Но мы не всегда умеем использовать те же самые слова для тех же самых целей.

Второй причиной некоторых трудностей в отношении между языком и значением служит то, что, несмотря на наличие в языках синтаксиса и грамматики, каждое высказывание - это творческий акт. Когда мы говорим, мы используем язык для создания новых предложений, которые и несут вложенный нами смысл. Несмотря на то, что при случае мы повторяем конструкции предложений, принадлежащих другим людям, чтобы выразить наши мысли и чувства, некоторые из наших собственных высказываний уникальны.

Третьей причиной сложности отношений между языком и значением является различное восприятие людьми смысла слов. Слова имеют два типа значений: денотативное и коннотативное.

Денотация . Прямое, явное значение, которое языковое сообщество формально приписывает слову, называется его денотацией. Денотация слова - это его значение, которое мы находим в словарях. Таким образом, денотативно, когда Мелисса сказала о смерти своей собаки, она имела в виду, что ее домашнее животное семейства псовых больше не проявляет признаков физической жизни. В некоторых ситуациях денотативное значение слова не всегда ясно. Почему? Во-первых, словарное толкование отражает текущую или прошлую практику, принятую в языковом сообществе, и, во-вторых, словарь использует слова для определения других слов. В результате в разных словарях слова определяются по-разному и часто имеют несколько значений, которые меняются со временем. Кроме того, значение может меняться в зависимости от контекста, в котором используется слово. Например, словарь толкует слово gay как «веселый», «полный жизни» и «гомосексуалист». Таким образом, контекст - место слова в предложении и другие слова вокруг него - играет важную роль в правильной интерпретации значения этого слова. Не только наличие других слов, синтаксиса и грамматики словарного послания помогает нам понимать и обозначать смысл конкретного слова; также имеет значение ситуация, при которой они были произнесены. Поймут ли выражение: He’s really gay («Он действительно гей / веселый / полон жизни») как замечание о чьей-то сексуальной ориентации или о чьем-то веселом настроении, зависит от обстоятельств, при которых шел разговор.

Коннотация - чувства или оценки, ассоциирующиеся у нас со словом, представляют собой коннотацию, которая может играть даже более важную роль в понимании нами значения, чем само слово.

С. К. Огден и И.А. Ричардз (Ogden & Richards,1923) были среди первых ученых, рассмотревших непонимание между людьми из-за незнания общающихся о том, что их субъективные реакции на слова основаны на их жизненном опыте. Денотативное и коннотативное значения слова важны потому, что имеет значение лишь то, что понял человек из вашего сообщения, независимо от того, что вы хотели передать. Значение изменяется в зависимости от подгруппы языкового сообщества. Как мы уже упоминали ранее, внутри большого языкового сообщества иногда формируются подгруппы с уникальными культурами. В этих подгруппах формируется свои варианты основного языка, что приводит к появлению значений слов, понятных только членам этих подгрупп. Люди из различных субкультур смотрят на мир с различных точек зрения, поэтому иногда им трудно понять друг с друга. Культуры отличаются по тому, как много значений вкладывается в язык и сколько значений зависит от контекста коммуникации.

В культурах с низким уровнем контекста - типа Северной Европы или Соединенных Штатов, значение содержится главным образом в самих переданных сообщениях. В культурах с низким уровнем контекста люди говорят, что они думают, и приступают прямо к сути (Gudykunst & Matsumoto, 1996).

Так, в культуре с низким уровнем контекста «да» означает «подтверждаю, я соглашаюсь с тем, что высказали». Культуры с низким уровнем контекста - информация содержится в основном непосредственно в переданных сообщениях. Культуры с высоким уровнем контекста информация передается опосредствованно, а окружающие должны делать заключения о значении сообщения, исходя из физического и социального контекста. В культурах с высоким уровнем контекста - типа азиатских стран или стран Ближнего Востока, значение сообщения основано на физическом и социальном контексте. Люди, принадлежащие к культурам с высоким уровнем контекста, ожидают от других косвенной интерпретации значений слов. В результате они передают значение опосредствованно. В культуре с высоким уровнем контекста «да» может означать: «Подтверждаю, я согласен с тем, что вы сказали» или это может означать: «В этой ситуации мне было бы неловко перед вами, если бы я сказал “нет”, так что я скажу “да”, это будет более вежливо, но я действительно не согласен, и вы должны знать это, чтобы в будущем вы не ожидали, что я буду действовать так, как будто я согласился с тем, что вы сказали». Люди из культур с высоким уровнем контекста ожидают, что другие поймут скрытые чувства и намеки, выраженные жестами, которые люди из культур с низким окружением даже не улавливают. В результате часто происходят недоразумения. Соединенные Штаты имеют национальную культуру с низким уровнем контекста. Но Соединенные Штаты - страна иммигрантов, и мы знаем, что каждый американец отличается в подходе к языку в зависимости от того, происходит ли он из культур с высоким или низким уровнем контекста. Поэтому, хотя знание особенностей национальной культуры может быть полезно, мы обязательно должны знать, как люди могут или не могут вести себя в соответствии с особенностями их этнических культур (Adamopoulos, 1999). Тогда к чему вообще упоминать об этих различиях? Поскольку они дают нам ключ к пониманию, как и почему люди и культуры могут отличаться. Важным аспектом коммуникации является чувствительность к потребностям людей и различиям между нами, поэтому мы должны понимать природу этих различий.

Гендерные различия в вербальной коммуникации . Исследования убедительно показывают, что различия в гендерном поведении изучены лучше, чем биологические, и что разница незначительна, а не такая, как принято считать (Wood & Dindia, 1998). Нет ни малейшего повода считать, что различия, наблюдаемые между женскими и мужскими оборотами речи, порождают «проблемы» для любой группы (Canary & Hause, 1993). Однако было найдено множество различий между женскими и мужскими речевыми паттернами, и решение этой проблемы заинтриговало ученых. Мулак (Mulac,1998) обратил внимание на два различия в использовании языка мужчинами и женщинами, которые, кажется, привлекли к себе широкое внимание:

1. Женщины используют вдвое больше усилителей и общих понятий, чем мужчины. Усилители - это слова, которые модифицируют другие слова и служат для подчеркивания мысли, переданной первоначальным словом. Так, в соответствии с изучением фактической речевой практики мужчин и женщин, женщины, вероятнее всего, будут использовать слова типа так, ужасно и совершенно (как в предложении «Это было совершенно замечательно» или «Это так важно»). Общие понятия модифицируют слова, чтобы смягчить и ослабить мысль, переданную первоначальным словом. По данным исследований, женщины предпочитают использовать такие слова, как до некоторой степени, возможно или может быть (например, «Было до некоторой степени интересно, что…» или «Может быть важно, что…»).

2. Женщины задают вопросы чаще, чем мужчины. Женщины намного чаще, чем мужчины, включают в свою речь вопросы вроде: «Вы так думаете?» и «Вы уверены?». В основном женщины имеют склонность использовать вопросы, чтобы получить больше информации и подробностей, а также определить, как другие воспринимают информацию. Но разве эти различия действительно важны?

РЕЗЮМЕ

Язык - это система символов, используемых для общения. Через язык мы выделяем, маркируем и определяем, оцениваем, беседуем о вещах, находящихся вне нашего непосредственного опыта, и беседуем о языке как таковом. Вы будете более эффективным коммуникатором, если признаете, что языковые символы произвольны, что язык изучается и создается и что язык и его восприятие взаимосвязаны. Денотация слова - это словарное значение. Несмотря на легкость, с которой мы можем проверить словарное значение, денотация слова может все еще представлять проблемы, потому что большинство слов имеет больше чем одно словарное значение. Изменения значений происходят быстрее, чем пересматриваются словари, слова имеют разные значения, если они используются в различных контекстах, и значение может затемняться, если используются более абстрактные слова.

Коннотация слова - это его эмоциональное и личностное значение для слушателя. Независимо от того, как словарь определяет слово, мы вкладываем в него смысл, который основан на полученных из нашего опыта знаниях о данном предмете, значении или действии, которое данное слово представляет. Вы можете усилить ясность языка, выбирая наиболее определенное, конкретное и точное слово, какое только возможно, а также датируя и индексируя обобщения.

Культурные различия в языке являются результатом сходств и различий в поведении между культурами с высоким уровнем контекста и культурами с низким уровнем контекста. Имеется меньше различий в использовании языка мужчинами и женщинами, чем считалось ранее, однако женщины употребляют больше усилителей и общих понятий, чем мужчины, и у женщин отмечается тенденция задавать уточняющие вопросы чаще, чем это делают мужчины. Разговаривать уместно - значит использовать язык, учитывая потребности, интересы, знания и установки слушателя, и нужно избегать языка, который вносит отчуждение. Неуместный язык может быть минимизирован, если мы исключим употребление родовых слов, устраняя и такие проявления непараллельного языка, как маркировка и ненужные ассоциации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Этапы процесса общения, его субъекты и функции. Характеристики и разновидности невербальных средств общения. Интерпретация основных коммуникативных жестов: прикрывание рта, пожимание плечами, жест "ОКей" и V-образный знак, поднятый вверх большой палец.

    реферат , добавлен 12.05.2011

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Выявление патопсихологической роли дефицита невербальных средств общения в возникновении речевых и психических расстройств ребенка. Разработка основных направлений экспрессивной психокоррекционной работы с заикающимися старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 19.08.2014

    Классификация невербальных средств общения. Обусловленность невербального языка импульсами подсознания. Кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения. Просодические и экстралингвистические, такесические и проксемические средства общения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Общая характеристика общения с социально-психологических позиций, особенности криминального общения. Жаргон как вербальное средство криминогенного общения. Виды невербальных средств общения в жаргоне: визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Сущность невербальных средств общения. Особенности и функции невербальных сообщений. Социальное и психологическое значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Эффективность использования невербальных средств в процессе общения. Значение мимики как главного показателя истинных чувств и мыслей собеседника. Функции и правила жестикуляции. Особенности ритмических, эмоциональных, указательных, символических жестов.

    ВВЕДЕНИЕ

    Древние греки придавали большое значение мужским и женским манерам общения. Прямая агрессия в отстаивании своих взглядов оказалась присуща не только мужчинам, но и женщинам, а нежность и забота не всегда была чертой свойственной только женщинам. При общении мужчины Древней Греции держали голову высоко поднятой, чтобы не быть принятыми за гомосексуалистов, а женщины, наоборот, не имели права смотреть в глаза собеседнику. Женщина должна была обязана смотреть в сторону, что говорило о её скромности и покорности.

    В настоящее время стили общения, так же как и манеры, стали слишком свободными, и это в некотором роде спутало распределение социальных ролей. Считается, что мужской авторитет в обществе укрепляет авторитарный стиль общения, поэтому мужчинам гораздо легче использовать директивный, доминирующий стиль руководства. Демократичность и эмоциональность в общении присуще женщинам, поэтому им более близок стиль социального лидера объединяющего коллектив.

    В своей работе я привел примеры результатов исследования особенностей общения мужчин и женщин. Попытался разобраться каких партнеров для общения выбирают дети и взрослые мужского и женского пола, какие оценки даются лицам мужского и женского пола представителями своего и чужого пола, какой из полов более сплочен между собой, для какого пола выше значимость общения, каковы особенности восприятия других людей мужчинами и женщинами. Главный акцент в работе сделан на мужской и женский стиль общения, на сходство и различие между ними.

    Тема общения всегда актуальна, так как человек существо социальное и он не может существовать вне общества, поэтому каждый должен уметь общаться, учитывая особенности окружающих.

    Цель работы: проанализировать особенности общения между мужчинами и женщинами. Для раскрытия темы курсовой работы использовались исследования разных авторов, занимающихся этим вопросом.

    Объект исследований: речевые взаимодействия мужчин и женщин

    Предмет исследований: стили общения мужчин и женщин

    Методы исследований: исследовать - теоретический анализ и синтез содержимого научных источников

    Глава 1. ОБЩЕНИЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

    пол общение гендерное женское

    1.1 Значимость общения для мужчин и женщин

    Психология мужчин сформирована таким образом, что они предают больше значимости превосходству над другими. Стиль общения, который они выбирают, говорит об абсолютной независимости и самоуверенности. Говорят они с нажимом, перебивают, дотрагиваются до собеседника руками, смотрят прямо в глаза, редко улыбаются. Стили общения мужчин и женщин меняются в зависимости от социального контекста. Любому человеку, выступающему с позиции силы, может подойти авторитарный стиль общения, который обычно приписывают мужчинам.

    Мужской стиль общения формируется в раннем детстве. Мужчины более понятны и предсказуемы в своих желаниях и потребностях по сравнению с женщинами. Наигранная холодность, эмоциональная сдержанность, стремление к доминированию, к неординарным и рациональным способам воздействия - характеристика мужского общения.

    Некоторые ученые считают, что во главе угла у женщин стоят отношения между людьми, поэтому у них значимость общения проявляется в большей степени.

    Женщины более свободно и эмоционально чем мужчины выражают свои переживания и чувства (даже с лицами противоположного пола). Диапазон межличностных дистанций, определяющий уровень близости с определенным человеком, у женщин так же больше, чем у мужчин. Осознание и ощущение связей, которые объединяю людей и делают их общение интимно-доверительным, у женщин развито гораздо сильнее в связи с их социальной ориентированностью. Исследования психологов показали, что основные классические различия (у мужчин - ориентированность на решение задач, у женщин - ориентированность на развитие отношений) постепенно утрачиваю свою актуальность в формате различий делового стиля общения тех и других.

    Влияние на различие общения мужчин и женщин начинается уже с ясельного возраста (1,5 года). Имеющаяся в этом возрасте половая эмоциональная дифференциация (большей эмоциональностью обладают девочки) и различие в интересах воздействуют на различия общения между детьми мужского и женского пола. Девочкам свойственна большая ответственность и «материнское поведение» по отношению к другим детям. В «социальных» играх, с участием других детей, чаще участвуют девочки (любого возраста), чем мальчики. Забота девочек о внешнем виде и манерах поведения - косвенное проявление их интереса к мнению о себе окружающих. W. Johnson, L. Termal (1940), L. Terman - L. Tyler (1954) выявили, что больше вопросов о социальных отношениях родителям задают девочки, а это говорит о том, что они больше готовы к общению, чем мальчики. В своей работе О.А. Тырнов (1996) сказал о том, что шаблонные типы взаимодействия юноши используют чаще, чем девушки. Степень владения методами и приемами общения у юношей меньше, а более гибкими и вариативными в общении являются девушки. Исследования многих ученых показали, что стремление девочек к общению больше, чем у юношей.

    Исследование общения взрослых мужчин и женщин показало, что существует акая же закономерность, как и у детей (С.М. Петрова, 1995). А.А. Бодалев установил, что объем общения у женщин в полтора раза больше, чем у мужчин. Женщинам в возрасте от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья, что говорит о большой значимости общения. У мужчин такая связь не обнаружена (W. Johnson, L. Termal 1940).

    1.2 Половые особенности социальной перцепции

    Большее развитие у женщин социально перцептивных способностей (женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, более точно могут определить эффект своего собственного воздействия на другого человека). А.А. Бодалев считает, что все основные стороны, в которых выражается внешний облик человека девушки-студентки фиксируют чаще чем юноши студенты. На самом деле различие в частоте фиксирования роста и глаз оказались достоверными. Девушки более точно определяли такие характеристики как пропорциональность телосложения, внешний облик воспринимаемых людей, цвет глаз, волос и некоторых других. В.С. Агеев (1985) сравнил русских и вьетнамских студентов. Исследования показали, что кросскультурные различия между студентами при оценке деловых, коммуникативных личностных качеств незнакомого человека оценка представителей своего пола обнаруживает меньше различий чем представителей противоположного пола.(табл.№1)

    Таблица №1 Кросскультурные различия между студентами

    Объект восприятия

    Вьетнамская девушка

    Русская девушка

    Вьетнамский юноша

    Русский юноша


    Лица мужского пола дают менее детализированное описание другого человека чем лица женского пола. Исследования А.А. Бодалева подтвердили это. Девушками были отмечены все качества личности, кроме отношения к труду, гораздо чаще, чем юношами. Достоверными при этом были половые различия в частоте фиксирования коммуникативных и интеллектуальных черт характера. Юношами в два раза чаще чем девушками давалась характеристика личности в целом.

    Такая же закономерность видна и в работах А.И. Данцова и Ш.В. Саркисяна (1980). Каждому, кто принял участие в эксперименте, были даны по одной фотографии мужчины и женщины с нейтральным выражением лица. При составление индивидуального портрета женщины использовали больше элементов, чем мужчины. Мужчины более детально и точно создавали мужской портрет чем женский, используя при этом гораздо большее количество элементов, независимо от отношения к описываемому объекту. Женский пол при индивидуальном описании себе подобных использовал больше элементов, чем при описании противоположного пола, в случае если отношения к женскому объекту было положительным, и меньше элементов если отношение к женщине, изображенной на фотографии было отрицательным.

    При оценке людей женщины более «добрые», чем мужчины. Об этом свидетельствуют данные исследований Ж. Лендела (1978). Учащимся с 8 по 10 класс была представлена возможность оценить любимого и не любимого учителя. При оценке любимого учителя девочки указали на 15,2% качеств, чем мальчики, а при оценке не любимого учителя мальчики указали на 14,5% больше качеств, чем девочки.

    Для мужчин физические признаки привлекательности женщины при её восприятие имеют решающие значение. Низкоэкспрессивные женщины воспринимаются менее дружелюбно, чем высоко экспрессивные.

    А.А. Бодалев (1983) провел исследование низкого и высокого голоса у мужчин и женщин. Разные тембры голоса вызывают совершенно разные ассоциации по поводу личностных качеств их владельцев у людей, которые слушают их впервые. Напряженность в женском голосе ни сказалась на присвоение негативных характеристик, а напряженность в мужском голосе негативно повлияла на характеристику его владельца. Люди думали, что мужчины не очень владеют собой, не обладает высоким интеллектом, уязвим т.д.

    Недостатком в личности мужчины считается многословие, а многословие женщины считается нормой.

    3 Отношения к противоположному полу

    В исследованиях специалистов в данной области говорится, что оценки представителей противоположного пола оказываются более низкими, чем представителей своего пола. Эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста. Изучая эмоционально-личностные отношения дошкольников Т.А. Репина, выявила, что взаимные выборы между детьми одного пола составили 84,8%, а между детьми противоположного пола-15,2%. Девочки были более устойчивы в выборе, чем мальчики.

    В.Е. Каган (2000) говорит о том, что дети 4-6 лет обоего пола считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек», и «я плохой», а у девочек - «девочки лучше мальчиков», и «я хорошая».

    Данная тенденция прослеживается и у дошкольников. Оценку мальчиками и девочками поведения в школе представителей своего и противоположно пола изучал Д. Хартли (1981). Он выявил, что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а собственное поведение- как с положительной, так и с отрицательной. Девочки оценивают свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков как плохое. Данные факты говорят о том, что роль школьника и школьницы по разному соотносится с полоролевыми стереотипами. «Хорошая школьница» и «Настоящая Женщина»- это представление, которые не противоречат друг другу, а противоречивыми представлениями в сознании учащихся возникают представления о «Хорошем школьнике» и «Настоящем мужчине».

    Проведя исследования на большой выборке школьников, Н.А. Васильев с соавторами (1979) выявил, что у мальчиков и девочек существенно разнится эмоционально-личностная оценка представителей своего и противоположного пола. Девочки всех классов (1-10) в абсолютном большинстве случаев девочек оценили выше чем мальчиков. Возрастная динамика оценок у мальчиков была сложнее. Учащиеся младших классов примерно одинаково часто эмоционально-положительно оценивали как мальчиков, так и девочек. В среднем звене свою симпатию мальчики отдавали представителям своего пола. Резко изменяется картина в старших классах: редко встречается симпатия к представителям своего пола, а часта проявления симпатии к девочкам даже превышает число симпатий, относимых к представителям того и другого пола в одинаковой степени. (рис.№1)

    Рисунок №1 Эмоционально-положительная оценка школьниками разных классов своих одноклассников одинакового и противоположного пола.

    По данным А.Г. Шестакова более положительное отношение к представителям своего пола сохраняется и у взрослых, но выражено это не так сильно, как у детей.

    1.4 Круг общения у женщин и мужчин

    Исследования А.А. Бодалева показали, что у женщин круг общения намного больше, чем у мужчин состоит из разновозрастных лиц. Эти же выводы подтвердил и И.С. Коном (1972). В общении с противоположым полом юноши больше ориентируются на сверстников, а девушки (значительная их часть) наоборот - на более старших представителей мужского пола. По данным И.С. Кона, на вопрос «Друга какого возраста вы бы предпочли?» 80% юношей отдали предпочтение сверстнику, 20% выбрали друга старшего возраста и,только, в единичных случаях было отдано предпочтение младшему возрасту. Что касается девушек, то 40 - 50 % из них отдают предпочтение старшим и никто не выбирает младше себя. При этом их позиция в отношении общения с лицами разного возраста очень противоречива. Они с охотой попечительствуют (ухаживают, помогают, наставляют) именно над младшими детьми.

    В работах А.А. Бодалева (1983) говорится о том, что в круге ближайшего общения у мужчин на 21 - 34 % больше людей, которые занимаются одинаковой с ним деятельностью, чем у женщин. Мужчины в круге своего общения имеют на 24-27 % больше субъективно значимых для них людей и людей с более высоким социальным статусом, чем женщины.

    Включая человека в круг своего общения, мужчина основывается на возможности получения от этого лица различного рода помощи, а также участие их в удовлетворении повседневных бытовых потребностей. С изменением возраста, причины формирования непосредственного круга общения меняются. В большинстве своем дети отдают предпочтение эмоционально-половому признаку, а у взрослых при выборе партнеров для общения главным фактором является прагматизм.

    Р. Хаген и А. Кан (1975) выявили интересные факты общения у мужчин и женщин. В реальном межличностном взаимодействие и в чисто личностном плане не пользуются расположением не только мужчин, но и женщин высококомпетентные женщины. Проводимый эксперимент показал, что и женщины и мужчины стремятся исключить из группы общения компетентных женщин. Р. Хаген и А. Кан объяснили это тем, что высокая компетентность женщин нарушает полоролевые стереотипы. Снижение самооценки мужчины происходит в случае проигрыша им женщине, так как «настоящий» мужчина всегда должен обыграть женщину (примером этого служат соревнования на первенство мира по шахматам, которые проводятся отдельно для мужчин и для женщин).

    И.В. Панина и Н.Н. Сачук (1985) в своей работе говорят о том, что межличностные контакты женщины активно расширяются в пожилом возрасте, а контакты пожилых мужчин ограничены рамками семьи.

    5 Теснота общения и пол

    Отношения дружащих девочек и мальчиков тоже отличаются. Более доверительные отношения у дружащих девочек, чем у мальчиков. Дружеские и близкие отношения с противоположным полом у девочек тоже завязываются раньше, чем у мальчиков.

    У взрослых людей сохраняется та же тенденция. Взаимоотношения между женщинами более тесные и дружеские, чем между мужчинами. Они могут самораскрываться и вести более интимные разговоры.

    В подростковом возрасте у девочек сильно проявляется интимность отношений, что и побуждает их устанавливать контакт с лицами противоположного пола. А.А. Бодалев (1979) отмечает, что косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных, в частности интимных, коммуникаций для женщин и меньшей - для мужчин являются причины мужских и женских неврозов. Анализ данных психоневрологического института им. В.М. Бахерева, приблизительно 80% женских неврозов - это следствие такого развития взаимоотношений семейной сфере (происходит расхождение с их желаниями, с их притязаниями), и только 20% мужских неврозов имеют отношение к данному фактору. Женщины более сильно переживают отсутствие интимных отношений, чем мужчины, но они способны лучше маскироваться и сублимироваться.

    О дружеских отношениях с женщинами и мужчины, и женщины говорят как о более близких, приносящих радость и взаимную заботу.

    Совместная деятельность и совместные игры с друзьями более свойственны мужчинам. У мужчин имеется гораздо больше «секретов», чем у женщин, они менее откровенны и неохотно делятся интимной информацией с другими. Мужчины, которые испытывают сильное чувство привязанности, боятся его проявлять, так как проявление этого чувства и самораскрытие будет считаться признаком слабости и произойдет потеря уважения со стороны других мужчин. Следовательно, мужчины более одиноки, чем женщины. Общение мужчин носит более поверхностный характер, чем у женщин, несмотря на то, что круг общения у них может быть шире. Эмоциональной поддержки от мужчин ждут редко, потому, что их реакция на раскрытие перед ними чувств другого человека, выглядит слишком логично и безэмоционально (такую реакцию можно принять за отторжение). Мужчины, которые избегают самораскрытия, уменьшают себе возможность получения поддержки от других, так как окружающие могут просто не догадываться об этом.

    По мнению женщин их общение с близкими людьми более тесное и стабильное, чем у мужчин. Увеличение с возрастом близости с другими детьми отмечают 57% женщин, и только 7% из них говорят об уменьшении. 20% обследованных мужчин потдтвердили увеличение близости с возрастом, 51% уменьшение, 29% сказали о том, что их коммуникативные контакты с женщинами одновременно более близкие и вместе с тем более не устойчивые. В.Н. Васильева и Н.А. Васильева (1979) выявили, что сплоченность девочек в младших классов выше чем мальчиков, а начиная с пятого класса мальчики становятся более сплоченными. Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась и у студентов. Коэфециэнт сплоченности в мужских группах был 0,28-0,53, а в женских- 0,08-0,11. Все эти данные говорят о том, что придя в школу девочки быстрее устанавливают контакт друг с другом, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются в старших классов. Отсутствие контакта между мальчиками и девочками в первых 1-8 классах привело к тому, что их сплоченных была нулевой (от 0,9 до 0,16). В старших классов (9-10) сплоченность возросла 0,27-0,59.

    Исследования В.А. Вончарова (2001) показали, что девочки 7-8 классов выделяют большее число «изгоев», при этом не осознавая своего положения в классе. Особенности темперамента и интеллекта, причина отвержения девочек, особенности характера-причины отвержения мальчиков. У мальчиков число школьников, которые получили большое число положительных выборов больше (41-54%), а у девочек (37-42%). Это говорит о большей сплоченности среди мальчиков.

    Я.Л. Коломинский (1999) отмечает, что представители противоположного пола чаще выбирают ученики младших и средних классов, которые занимают не благоприятное положение в системе личных взаимоотношений. В 30% «звезды» выбирали представителей противоположного пола, а отвергаемые- в 75%. Отношения между мужчинами более соревновательные и конфликтные. Все конфликтные ситуации среди мальчиков выясняются с помощью силы и отвергается более слабый. Решение конфликтных ситуаций на эмоциональном уровне свойственны девочкам (споры, бойкоты). Среди девочек распространены нежные прозвища, а клички мальчиков берут основу и в физических особенностях или фамилии.

    Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ

    1 Мужской и женский стили общения

    Древние греки предавали большое значение манере общения мужчин и женщин. Единичные представители мужского и женского полов могли демонстрировать свои взгляды на жизнь и свой стиль поведения в диапазоне от жесточайшей конкуренции до нежной заботы.

    Стиль общения мужчин подкрепляет их авторитет в обществе. В ситуации где нет жесткого распределения ролей, выступая в качестве лидера, мужчины склонны к авторитарности, а женщины к демократичности. Женщинам намного легче дается стиль социального лидера, создающего дух команды, а мужчинам - дерективны проблемноориентированный стиль руководства. Большее значение победам, превосходству и доминированию над другими предают мужчины. В организациях где принят демократический стиль руководства мужчины и женщины в качестве лидеров ценятся одинаково высоко. Оценка женщин-лидеров ниже - при авторитарном стиле. Сильная и напористое мужское руководство воспринимается охотнее чем навясчивая агрессивная женская. Заботу о независимости присуще мужскому стилю общения, а забота о взаимозависимости-женском. Мужчины более склоны к действиям, характерным для людей, обреченных властью (разговор с нажимом, перебивание собеседника, касание собеседника руками, твердый взгляд в глаза, редкая улыбка). Женщинам присущи менее прямые способы воздействия на собеседника (не перебиваю, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны). Традиционно мужской стиль общения определяется как стремление к независимости, а женский - созависимости. В психологии говорится о том, что мужчины более склонны к действиям, характерным для людей, обреченных властью. Так же отмечено, что мужчины гораздо быстрее придут на помощь к женщине, а женщины помогают человеку без относительно его пола.

    Социальный контекст влияет на изменение мужского и женского стилей общения. Человек, который выступает с позиции силы, свойственнее авторитарный стиль общения, признаки которого мы приписываем мужчинам. Существуют различия на индивидуальном уровне: некоторые женщины ведут переговоры напористо и прямо в то время как некоторые мужчины ведут переговоры неуверенно и осторожно.

    Гендерные различия зависят от социального контекста. Гендерные различия сходят на нет при провоцирующих обстоятельствах. При этом нужно упомянуть о том, что женщины не являются сдержение мужчин в иных формах агрессии.

    С раннего детства более активным и предметным выглядит мужской стиль общения. Прямолинейность в потребностях делает мужчин более понятными и предсказуемыми, чем женщин. Многое в мужском стиле общения зависит от группы общения и позиции в ней мужчины. Улыбка и смех гораздо реже в мужских группах чем в женских. Если речь идет о смешанных группах, то мужчины-лидеры, общаясь с женщинами подчиненными, и мужчины подчиненные, общаясь с женщинами лидерами, улыбаются чаще чем женщины (C. Johnson, 1993). В общении женщины чаще задают вопросы, повторят их, чаще сомневаются или отрицают все свои высказывания, что бы смягчить свое мнение и проявить хотя бы минимальную поддержку другому говорящему. Л. Карли и его соавторы (1995) обнаружили, что немногим больше чем мужчин у женщин выражена оправдывающиеся интонация, дружелюбность в экспрессии лица, степень наклонной напряженности позы, спокойная жестикуляция. При общении с мужчинами и женщинами, женщины-лидеры смеются одинаково часто, в отличии от мужчин-лидеров, которые смеются только в присутствие противоположного пола. Об этом сказал (C. Johnson, 1993).

    Большая эмоциональная сдерженность, стремление к доминированию, креативным и рациональным способом взаимодействия, черты которые характеризуют мужское общение (Л. Карли, 1995). Мужчины общаются друг с другом на большем расстоянии. У них меньше принято обниматься и целоваться. Многие авторы полагают, что это боязнь того, что их заподозрят в гомосексуализме. Но такие нормы нехарактерны некоторым странам. Ш. Берн говорит о том, что в Морокко мужчины могут свободно ходить по улицам, держась за руки или под локоть. Содержание совместной деятельности для мужчины важнее, чем индивидуальная симпатия к партнерам.

    Гораздо свободнее женщины выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола. У женщин большой диапазон межличностных дистанций, каждая из которых показывает уровень близости с человеком. Четкое осознание хрупких связей, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным, у женщин связано с большей социальной ориентированностью. Межличностные отношения, для которых характерны подчиненные или социально желательные стратегии поведения, в которых женщина, в большей степени, опирается на интуицию характеризуют женский стиль общения. Исследования различных ученых показали, что основное классическое различие в деловом стиле общения мужчин и женщин постепенно утрачивает свое главенствующее положение (мужчины ориентированы на решение задач, а женщины - на развитие отношений). Мотивом принятия решения у мужчин является польза дела, а у женщин мотивов гораздо больше: всеобщее благо, хорошие отношения, ревность, месть, стремление «напакостить». Еще раз повторимся, что женщины склонны к демократичности, а мужчины к авторитарности. В организации с демократичным стилем общения, то женщина- лидер ценится так же высоко, как и мужчина - лидер. В организации с авторитарным стилем общения оценка женщины - руководителя ниже, чем мужчины. Любая организация характеризует мужчин как сильных, напористых и активных, а женщин - как агрессивных и навязчивых. Стремление к социальному доминированию и независимости свидетельствует о мужском стиле общения, женский стиль - это стремление к взаимозависимости, партнерству или сотрудничеству.

    Признанные различия между мужским и женским стилем общения выражаются в следующем:

    Критерии правильности решения у мужчин - простота и рациональность, у женщин - позитивные человеческие последствия.

    В своей деятельности мужчины постоянно сводят на нет эмоциональную напряженность, женщины ставят во главу угла личное отношение к предмету деятельности и партнерам.

    Женщине важен процесс, а мужчине - результат. Решая любую проблему, мужчины усердно сокращают промежуточные звенья, женщины тщательно исследуют детали, тормозят при принятии решения.

    Решая проблему, мужчина рассчитывает на команду, хотя они более склонны к авторитарным методам принятия решений. Женщины при решении проблемы рассчитывают на себя, хотя они более склонны общаться и советоваться. Мужчины более рискованны, чем женщины.

    В общении с начальством женщины робеют чаще, чем мужчины. Они легче подчиняются чужому авторитету и часто считают, что чужие интересы важнее, чем их собственные.

    Женщины не умеют разделять личную и профессиональную деятельность в эмоциональном плане. Испытывая чувство счастья или несчастья, женщина работает гораздо хуже, чем мужчина. Счастливый или несчастный мужчина на работе способен отстраниться от личных проблем, а в личной жизни забыть о работе. Для 90% мужчин самое важное в жизни - работа.

    В публичной и приватной жизни поведение и коммуникации женщин и мужчин определяются нормами и стереотипами полового поведения. Большинство мужчин считают, что они правильно исполняют свою роль, ведя себя напористо, невежливо и самовластно. В условиях эмансипации женщины начинают имитировать авторитарное поведение мужчины. Они не стремятся освободиться от мужского шовинизма (юридического, социального и психологического), а, наоборот, они попадают в принудительную зависимость имитирования чуждой им роли. Они стремятся к внешней независимости, утрачивая при этом внутреннюю.

    2 Обмен взглядами

    В работах Е.Р. Слабодской и Ю.М. Плюснина (1987) , что мальчики больше взглядов направляют на мальчиков, чем на девочек. Взгляды девочек, направленные на мальчиков, также больше, чем на девочек.

    Наблюдения В. Айкса и Р. Варна показали, что юноши и девушки с традиционными представлениями о половых ролях реже смотрят друг на друга, реже разговаривают друг с другом, меньше улыбаются, используют меньше жестов при общении, чем студенты, которые имеют более либеральные полоролевые установки. Это обусловлено стеснительностью, которая связана с возрастными особенностями.

    Когда женщины разговаривают, то они реже смотрят на собеседника, чем во время слушания. У мужчин таких различий нет.

    3 Различия в обращениях

    Имеют разницу и обращения, направленные к женщинам и мужчинам. Р. Рубин (1981) опросил университетских преподавателей и выявил, что молодых преподавателей - женщин студенты гораздо чаще называют по имени, чем мужчин. Если, к примеру, взять спортивных обозревателей, то можно говорить о том, что девушек теннисисток гораздо чаще называют по имени, чем юношей (53% и 8% соответственно). Ласкательные прозвища, даваемые женщине, превращают ее в детенышей животных или в еду (зайка, конфетка, котенок, сладкая и т.д.) По мнению психологов это говорит о том, что женщина как человек имеет более низкий статус.

    4 Жесты, используемые мужчинами и женщинами в процессе общения

    Разная вариация и разная частота жестов также присутствует в общении мужчин и женщин. Женщины менее часто используют прикосновение к другим, чем мужчины. Они предпочитают прикосновение к себе.

    «Купол» - жест доверия - пальцы соединяются на подбородке купола храма. Это означает доверительность, но часто и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, гордость или эгоистичность. Этот жест подтверждает большую уверенность человека в сказанном. Приняв такую позу, можно вызвать абсолютное доверие к себе. Во время этого жеста высота рук может быть различной. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.

    Со времен древнего Рима жест «руки, прикладываемые к груди» расценивался как открытость и честность. Такой жест женщины используют очень редко.

    Защитным положением человек поглаживает шею ладонью. Когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад (производится впечатление оттягивание для удара или отдергивания как от ожога), но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины при это делают вид что поправляют прическу.

    Медленный и изящный подъем руки к шеи - типичный жест неуверенности женщин. Если на шеи есть украшение, то рука притягивается к нему, проверяя на месте ли оно.

    Сидение с широко расставленными ногами, широкий шаг, разговор громким голосом характерно для маскулинной манеры поведения.

    5 Роль ростовых отношений между мужчинами и женщинами

    Группа оксфордских психологов и выявили связь между ростом собеседника и «дистанции разговора». Это связь для мужчин и женщин оказалась разной. Чем выше мужчина, тем ближе он к собеседнику, чем рост мужчины меньше, тем дальше он от своего собеседника. У женщин наблюдается прямопротивоположная зависимость. Автор эксперимента объяснили это тем, что в обществе сложилось своеобразная культурная норма: мужчина высокого роста, женщина маленькая и миниатюрная. Высокому мужчине комфортно рядом с собеседником, а высокая женщина старается отойти дальше, что бы скрыть свой недостаток. Следовательно подходить близко к высокой женщине и к низкому мужчине во время разговора не нужно - им это будет неприятно. А к низкой женщине и высокому мужчине подходить можно почти в плотную - им это будет приятно.

    В.М. Погольша (цит. По В.М. Куницыной и др., 2001) отмечает, что мужской и женский стиль общения в своей основе формируется под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипах, но роль психофизиологических особенностей не отрицается.

    Новые модели мужественности и женственности появились в двадцатом веке, так как общество пришло к равенству полов, потом дошло до формулы «равенства в различии». Эволюция критерии в мужественности и женственности в истории культуры происходит постоянно. Неотъемлемой частью жизни и сознания в нашем обществе является соревнование. По этому мужчина обречен на конкуренцию, отсюда его эмоциональна я замкнутость и страх перед неудачей. На поведение мужчины влияет его представление о соответствии личных притязаний его месту в жизни и мнению о нем репрезентативной группы (начальники, коллеги, подчиненные, родные, близкие, женщины). В мужском мире женщина считается слабым полом, мужчинами принято демонстрировать свою компетентность. Перед деловой женщиной стоит выбор между мужским поведенческим стилем (который может привести к профессиональным успехам) и женским поведенческим стилем (который не позволит сделать её карьеру, но повысит самооценку окружающих её мужчин). На рабочем месте взрослые мужчины выше человеческих отношений ценят правила, как в детстве во время коллективных игр. Споря, мужчины резко выражаются, агрессивен жестикулируют, повышают голос. Они не воспринимают ситуацию как угрожающую их самооценки и как обидную. Они быстро забывают о соре и её причине. У женщин все наоборот. Напряженная атмосфера дискуссии тяжело переживается ими. Все выпады они воспринимают как направленные против них лично. После проигранного спора они долго выясняют отношения и не скоро возобновляют общение.

    Стиль общения связан с тем как проявляется личность и как она взаимодействует с другими личностями. Персона мужчины соответствует «деловому» стилю общения.

    Заключение

    Стиль общения - это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия. Сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения свидетельствует о достигнутом данным человеком уровне коммуникативного мастерства и тесно связан с личностными особенностями и мотивацией достижения. Стиль общения имеет внешние (экспрессивные), интенсивностные и содержательные характеристики.

    Мужской и женский стили общения формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов. Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным, но одновременно - более соревновательным и конфликтным. Женский стиль более ориентирован на партнерство и взаимозависимость, женщины свободнее и полнее (в том числе вербально) выражают свои чувства и эмоции, у них раньше возникает потребность делиться с кем-то своими переживаниями, а также способность к сопереживанию (эмпатия).

    Исторически сложившиеся полоролевые стереотипы отводят женщине подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующий, более агрессивный пол, более пригодный для занятия руководящих постов. Считается, что мужчины более склонны к директивному и автократическому стилю, ориентированному на задачу, в то время как женщины тяготеют к демократическому стилю, характеризующемуся участием в общей работе.

    Современная психология все чаще опровергает устоявшиеся стереотипы относительно неспособности женщин выполнять функции руководителей и занимать достойное место в деловом "мужском" мире. Высказывается предположение, что здоровая фемининная психология в будущем будет представлять не просто женскую психологию, а универсальную человеческую психологию, ориентированную скорее на партнерство, чем на доминирование.

    И мужчины и женщины могут приобретать качества противоположного пола, сохраняя при этом свои собственные. Так проявляется свойство андрогинности, позволяющее индивиду лучше адаптироваться в социуме, расширять свой поведенческий репертуар, более полно реализовать потенциал личного влияния.