Имидж педагога это. Доклад тема: «имидж, как элемент профессиональной культуры педагога Что таит в себе понятие «имидж»

Никто не может научиться у человека, который не нравится

Ксенофонт

Понятие педагогического имиджа

Заветным желанием каждого преподавателя есть желание почувствовать заинтересованность студентов в изучении его дисциплины и хорошие результаты ее усвоения. Достижению этой цели способствует умение установления контактов со студенческой аудиторией, утверждения преподавателя как авторитетного источника информации, как личности, своими знаниями и поведением может плодотворно повлиять на молодое поколение. Итак, важным условием обеспечения высокого уровня культуры взаимоотношений между профессорско-преподавательским составом и студенчеством является привлекательный, педагогически положительный имидж вуза и личный имидж преподавателя как его официального представителя. Имидж педагога - как принцип воспитания собой, является одним из важных принципов гуманистической педагогики: личный образ педагога должно быть привлекательным для тех, кто учится.

Слово "имидж" (image) в англо-русском словаре переводится как "образ", "отражение", "подобие", "икона", "лицо". Удачный имидж - это способность внушить окружающим, что носитель данного имиджа является воплощением в себе тех идеальных качеств, которые они хотели бы иметь, если бы были на месте этого человека. Понятие имиджа определяет не только естественные свойства личности, но и социально наработанные: оно связано как с внешним видом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени ее общества. Достояние преподавателем вуза положительного профессионального имиджа не самоцель, но владение им составляет существенную личностную и профессиональную характеристику человека, имеет глубокий практический смысл. Стержневым в формировании имиджа есть возможность передать через определенные имидж-сигналы информацию о себе, своих истинных, глубинных (личностные и профессиональные) взгляды, идеалы, планы, деятельность.

Имидж учебного заведения: структура и пути формирования

Создание положительного имиджа высшего учебного заведения - длительный и сложный социально-педагогический процесс, в структуре которого в наиболее общем виде можно выделить следующие взаимосвязанные по форме и содержанию компоненты: внешний вид, обустройство и материально-техническое обеспечение аудиторий, читальных залов, библиотек, лабораторий, оптимально составленное расписание занятий, профессиональная компетентность, научно-педагогический уровень профессорско-преподавательских кадров и продукты деятельности вуза (уровень профессиональной подготовки и воспитания выпускников, их конкурентоспособность на мировом рынке труда (рис.32).

Внешнее оформление помещения вуза должно предоставлять информацию о ведомственную принадлежность вузов, его название, уровень аккредитации и тому подобное. Оформление сооружения, размер и отделка входных дверей, опрятность окружающей территории настраивают студентов, посетителей на "определенный регистр" поведения, формируют их эстетические вкусы и эмоциональное отношение к учебному заведению.

Дополнительную информацию и конкретные впечатления можно получить, войдя в помещение. Безупречная чистоплотность, информация о расписании учебных занятий, консультаций, работу спортивных секций, читальных залов, библиотек, центра дистанционного образования и отдельных служб - необходимые атрибуты современного учебного заведения. Целесообразна также информация о студентах-отличников, именных стипендиатов, а также научные достижения преподавателей, также производит благоприятное впечатление о деятельности высшей школы.

Общий имидж вуза является сложной суммой различных факторов, основным из которых выступает личный имидж каждого научно-педагогического и педагогического работника.

Введение

1. Имидж учителя

1.2 Структура имиджа учителя

2. Имидж учителя истории

2.1 Методика построения имиджа учителя истории

2.2 Профессиональные качества учителя истории

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Каждый из нас создает определенный образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д.

Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми, и конкуренцией на разнообразных рынках – потребительском, политическом и прочих. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика.

Чтобы образовался имидж, мало воспринимать те или иные характеристики объекта человека и сформировать в своей психике образ этого человека, еще необходимо, чтобы к этому образу, а точнее к прототипу этого образа, возникло определенное отношение и определенная оценка этого образа и определенное мнение о прототипе этого образа.

Современная ситуация в образовании интересна тем, что учителю приходится действовать в условиях происходящих в стране социальных преобразований. Общество России становится все более открытым: начинается активное использование достижений западной педагогики, в образовательный процесс внедряются новые концепции и технологии. При этом учащиеся и учителя могут придерживаться различных политических, идеологических и культурных ценностей. Это требует от учителя открытости и терпимости, умения слушать собеседника, обладания способностью к эмпатии. Все вышеперечисленное особенно относится к учителю истории.

Современные исследователи уделяют много внимания имиджу, профессиональному становлению и совершенствованию методических приемов работы учителя истории. Этой проблематике посвящены работы методистов, педагогов и психологов – Е.Е. Вяземского, А.А. Калюжного, М.В. Коротковой, Л.М. Митиной, П.Г. Постникова, О.Ю. Стреловой, В.В. Шогана и др.

Объект данного исследования – имидж учителя истории.

Предмет исследования – структурные компоненты, методика построения имиджа учителя истории.

Цель исследования – представить имидж современного учителя истории.

Для реализации поставленной цели необходимо решить комплекс задач:

Изучить психолого-педагогическую литературу по указанной проблематике;

Раскрыть понятие «имидж» в педагогике;

Дать характеристику структурным компонентам имиджа учителя;

Раскрыть методику построения имиджа учителя истории.

Научная новизна темы исследования состоит в том, что впервые на уровне курсовой работы изучены проблемы имиджа современного учителя истории.

Структура работы представлена введением, 2 главами, заключением и списком использованной литературы.

В первой главе раскрыто понятие «имидж» в педагогике, рассмотрены основные структурные компоненты имиджа современного учителя. Во второй главе рассмотрены особенности имиджа учителя истории, методика его построения, основные направления формирования профессиональных качеств учителя истории.

1 Имидж учителя

1.1 Понятие имиджа в педагогике

Становление профессионализма учителя истории – процесс длительный, требующий постоянного повышения его компетентности. На протяжении всей своей карьеры учителю приходится учиться, совершенствовать методическую базу, решая образовательные задачи, связанные с развитием личности учащихся средствами своего предмета.

В связи с этим в педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. По мнению А.А. Калюжного, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми .

Можно предложить следующее социально-психологическое определение имиджа учителя: имидж – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.

Наиболее значимыми составляющими имиджа учителя являются: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, соответствие образа профессии внутреннему «я».

1.2 Структура имиджа учителя

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться .

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен» - пишет В.М. Шепель.

Калюжный выделяет четыре основных компонента имиджа учителя: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, соответствие образа профессии внутреннему «Я» учителя. Стоит рассмотреть их подробнее.

Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом - жест, в третьем - костюм учителя.

В ситуации, когда значение внешнего вида учителя становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (по данным В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. «Вот проблема, которую надо решать незамедлительно!» - призывает В.М. Шепель.

На учителя смотрят внимательно. Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.

«Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор...», - писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: «Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый». Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика.

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», - писал А.А. Бодалев.

В.А. Кан-Калик отмечал: «Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей». Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей .

Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих.

«Имидж» в переводе с английского – «образ». Под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков.

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением. Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Мити-ной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж.

Прическа педагога должна быть удобной и аккуратной. Макияж-умеренным. Одежда аккуратная, скромная (но не "синий чулок"), цветовая гармония, соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работы; соответствие моде, чувство меры во всех деталях одежды, особенно в украшениях.

Пантомимика - движение тела, рук, ног. Красивая, выразительная осанка педагога, прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в себе, своих силах и знаниях.

  • Походка легкая, упругая, ритмичная, движения гибкие, размеренные, непринужденные.
  • Поза открытая (без скрещенных или сложенных на груди рук, скрещенных ног), изящная и простая, лицом к детям, на достаточно короткой дистанции.
  • Осанка прямая, характерны подтянутость и собранность, умение сидеть за столом прямо и свободно.
  • Жесты педагога уместны, органичны, естественны, без резких взмахов и острых углов.
  • Отсутствие скованности и дурных привычек (хождение вдоль доски, покачивания, жестикуляция предметами, почесывание головы, носа; держание себя за ухо и др.).
  • Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории.
  • Сдержанность в движениях, без нервозности и суетливости.
  • Любое общение должно начинаться с мускульной мобилизированности. Она выражается в общей собранности внимания, в направлении взгляда, в дыхании, в общей подтянутости мускулатуры тела, в подтянутости спины. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие.

Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица педагога оказывает на детей большее впечатление, чем слова.

  • Выражение на липе доброжелательности, спокойствия, уверенности.
  • Эмоциональная выразительность лица, но без излишней динамичности или статичности.
  • Соответствие выражения лица характеру речи.
  • Умение скрывать проблемы, не имеющие отношения к взаимодействию с воспитанниками.
  • Направленность взгляда на собеседника. Умение пользоваться выразительностью взгляда. "Пустые глаза - зеркало пустой души" (К. С. Станиславский).

Выразительные детали мимики - брови, глаза, улыбка. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно вырабатывать умение держать в поле зрения всех учащихся.

Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.п.

Выразительность - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, владение умением самопрезентации, умелая режиссура педагогического взаимодействия.

Эмоционально богатый учитель, обладающий артистизмом, вербально и невербально проявляющий свои чувства и отношения, способен любое взаимодействие с воспитанниками приблизить к естественному общению. Педагогический артистизм является сочетанием духовных и физических качеств, помогающих найти контакт с учениками, завоевать их доверие и затем действовать, учитывая все особенности конкретного взаимодействия. Артистичный учитель одухотворяет содержание и организацию педагогического процесса. Это самобытный педагог со своим внутренним миром, который становится обаятельным в момент передачи знаний и своего отношения к ним. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями и радостью других людей. В. И. Немирович-Данченко считал, что в этой способности заключается талант, а К. С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Технологические функции имиджа: межличностная адаптация, высвечивание лучших ценностно-деловых качеств, затенение негативных личностных характеристик, организация внимания, преодоление возрастных рубежей.

Всеми этими составляющими имиджа надо не только обладать, но и уметь их позиционировать.

Самопрезентация - способ самовыражения и поведения, направленные на создание благоприятного впечатления, мнения или соответствующего чьим-либо идеалам.

Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека.

"Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил то обаяние, которым окружен в их глазах" (Н. А. Добролюбов).

Елена Зеленская
Имидж педагога

Слайд 2 (понятие «имидж » )

Кто создает имидж ?

Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе предоставить. Создание собственного имиджа – это очень важная часть работы педагога , являющего собой образец для подражания детей.

Во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы , занимающиеся созданием имиджа для известных лиц .

В-третьих, средства массовой информации : печать, радио, телевидение.

В-четвертых, окружающие люди - друзья, родные, сотрудники.

Слайд 3 (составляющие имиджа )

Исходя из определения имиджа , выделены основные его составляющие :

1. Внешний облик, в котором отражаются самоуважение человека, род его занятий, внутренняя культура, то положение, которое он хотел бы занимать в обществе.

2. Соблюдение гигиенических требований, способствует развитию приятных отношений между людьми, тогда как неприятные запахи, исходящие от человека, могут стать причиной его неприятия окружающими.

3. Использование вербальных и невербальных средств общения – содержание речи, жесты поза, мимика.

4. Соответствие образа профессии, а также занятию, обсуждаемой теме беседы или выступления в каждый конкретный момент, деловому или дружескому окружению.

5. Соответствие внутренним установкам человека, его характеру и взглядам.

Слайд 4 (почему важен внешний облик)

Рассмотрим подробнее составляющие имиджа педагога .

Внешний облик и соблюдение гигиены имеют решающее значение, поскольку работа воспитателя предполагает тесное взаимодействие с воспитанниками, коллегами, социальным окружением. Воспитатель своим внешним обликом должен располагать к себе детей и взрослых. В нем должны отражаться любовь к людям, забота о воспитанниках, богатый внутренний мир, соответствие профессиональным и эстетическим нормам образовательного учреждения. Дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого воспитателя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из правил этикета : красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям.

Слайд 5 (особенности женского делового костюма)

Первое из требований к внешнему облику педагога - тщательная продуманность, современность и аккуратность костюма. Лучше быть одетым более официально, чем недостаточно. Костюм должен соответствовать профессии, должности, возрасту, особенностям фигуры, времени года.

В женском деловом костюме не может быть декольтированных вырезов, прозрачных блузок, очень коротких юбок, больших и броских украшений, обуви, в которой видны пальцы.

Женщине-воспитателю предпочтительнее на работе носить жакет с юбкой или платье в ансамбле с жакетом. Брюки в деловом женском костюме допустимы универсального покроя, однотонные, неярких цветов, из которых наиболее подходящие - черные, коричневые, синие. Брючный костюм делает женщину зрительно меньше, создает у окружающих впечатление ее неуверенности и слабости и нередко вызывает недовольство мужчин-коллег.

Слайд 6 (цветовая гамма)

Правильный выбор одежды помогает добиться делового успеха. Следует учитывать воздействие цветовой гаммы на окружающих. Наиболее выигрышно воспринимается костюм, имеющий не менее трех деталей и не более трех цветов. Предпочтительнее классическое цветовое решение, например, черный - белый - яркий, серый - белый - цветной, коричневый - бежевый - кремовый и др. Крикливо смотрится сочетание желтого и красного, синего и зеленого. Не меньшее значение в женском деловом облике имеют правильное использование косметики и прическа. Украшения, дополняющие деловой костюм, должны быть просты и лаконичны. Дополнением к деловому костюму служат очки, ручные часы, авторучка, пояс, шарф, перчатки, зонт, кейс или сумка. Все это дает дополнительную информацию о воспитателе и настраивает на деловые отношения.

Слайд 7 (мода)

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, надо соблюдать такое правило : быть одетой слишком модно - признак дурного вкуса, отставать от моды недопустимо, надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Воспитатель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные в деловых отношениях, чем внешность.

Воспитателю в детском саду желательно носить туфли, соответствующие сезону и костюму, на невысоких каблуках. Обувь надо чистить ежедневно, независимо от погоды : грязные туфли свидетельствуют о небрежности их владельца.

Слайд 8 (невербальные средства общения)

Далее коснемся такой составляющей имиджа , как использование невербальных средств общения (жестов, позы, мимики, расстояния) . В целях совершенствования своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание на умение предъявить себя окружающим наиболее выгодным образом.

В каждом конкретном случае самопредъявление имеет свои особенности, учитываемые при общении с детьми, родителями, сотрудниками. Важнейшими из них И. Н. Курочкина считает : доброжелательность и уважение к другим в сочетании с уверенностью и уважением к себе. В терминологии психологов такое качество называют ассертивностью – профессиональной уверенностью в себе.

Психологи утверждают : при вербальном (словесном) общении люди получают 35 % информации, при невербальном - 65 %.

В воспитателе привлекательны плавные и медленные движения, без суеты. Стоять надо прямо, не опираясь на что-либо и не держа крест-накрест ноги или руки, как говорят, в закрытой позе. Ходить следует прямо, поступью с носка. Уверенность педагогу придает посадка на всем сиденье стула, можно опираться на его спинку, но не развалившись, ноги держать вместе, ступни ставить нешироко одна от другой, руки свободно класть на колени. Немалую роль играют позы, настраивающие людей на общение либо, наоборот, мешающие ему. Так, например, менторская (руки за спиной) поза не способствует развитию взаимопонимания с воспитателем, вызывают реакцию недоверия у детей. Очень трудно воспитателю и детям понять друг друга, когда педагог возвышается над ребенком : для доверительного общения его участникам желательно видеть глаза собеседника на уровне своих глаз.

Слайд 10 (зоны общения)

Столь же важно учитывать зоны общения. Их четыре, и каждая наиболее выигрышна в той или иной ситуации.

Интимная зона используется при общении близких : родных и друзей

Вторжение в интимную зону воспринимается как угроза независимости или как заигрывание. В то же время воспитателю надо помнить, что дошкольники нуждаются в общении именно в этой зоне.

Личная зона удобна для деловых и дружеских контактов, официальных приемов, встреч, индивидуальной формы работы с родителями.

Социальная - для общения с малой группой детей или родителей, а также с посторонними и малознакомыми лицами.

Общественная - для встречи с большой социогруппой, например на родительском собрании, методическом совете.

Слайд 11 (позиции собеседников за столом)

Поэтому беседы, требующие взаимопонимания, надо проводить сидя, но не через стол : он разъединяет.

Посадив собеседника справа или слева от себя через угол стола, в так называемую угловую позицию, слегка наклонившись к нему, положив на стол руки открытыми ладонями, мы настраиваем человека на доброжелательный тон и откровенность.

Поставив стул собеседника рядом со своим по одну сторону стола, мы оказываемся в позиции делового взаимодействия. Эта позиция помогает успешному сотрудничеству соавторов. Так могут сидеть за столом заведующая с методистом, обсуждающие план действий, методист с воспитателем, обсуждающие вопросы будущего семинара.

Сесть от собеседника через стол целесообразно в том случае, когда надо защититься от него. Это конкурирующе-оборонительная позиция, являющаяся сигналом к тому, что стороны придерживаются своего мнения или стараются сохранить субординацию. Так заведующая или методист может посадить в своем кабинете несдержанного и претенциозного родителя, чтобы показать ему, кто здесь главный.

Существует еще независимая позиция - через стол по диагонали, ее обычно занимают люди, не желающие взаимодействовать. Такая позиция свидетельствует об отсутствии интереса друг к другу, даже враждебности.

Слайд 12 (искусство нравиться)

Умение нравиться и располагать к себе людей также является необходимым качеством в деловых и личностных контактах. Искренний, неподдельный интерес к другому человеку, его взглядам, мнениям, чувствам заставляет нас меньше говорить о себе и больше узнавать о других.

В развитии доброжелательных отношений большую роль играет искренняя улыбка.

Обращаясь к любому человеку, желательно называть его по имени или имени-отчеству, в зависимости от характера отношений. Услышанное имя настраивает его владельца на внимание к человеку, произносящему его, на общение с ним. Воспитатель, всегда обращающийся к детям по именам, формирует у них этикетное поведение. Называя во время консультационной беседы родителей по имени-отчеству, он настраивает их на себя, вызывает доверие к своим педагогическим подходам и требованиям.

Слайд 13 (умение слушать)

Слушать - значит для воспитателя слышать и понимать то, что говорится, реагировать, задавать вопросы, на которые детям и родителям хотелось бы ответить. Не стоит бояться, что соблюдение этого правила, как и первого из названных, не даст возможности самому рассказать о себе. Есть важное правило привлечения к себе внимания : говорить с другими о том, чем они интересуются. Особенно это ценно в общении с маленькими детьми.

Большинство людей самолюбивы и нуждаются в том, чтобы окружающие не только видели их значимость, но и говорили об этом. Воспитателю рекомендуется подчеркивать важность того или иного человека, ребенка в деловых и межличностных контактах, оценивать его достоинства, находить и отмечайте вслух то, что достойно похвалы. И как можно реже высказывать критические замечания.

Слайд 14 (заключение)

В завершение выступления необходимо отметить, что в воспитательном процессе важно научить детей умению нравиться. Задача воспитателя – своим имиджем , поведением, стилем общения показать, что любовь - это чувство, приобретаемое и подкрепляемое. Человек, желающий нравиться, должен сам много сил приложить для этого.

В. Гюго говорил : «Стиль подобен хрусталю : чем больше за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск». Можно рассмотреть формирование имиджа как один из показателей компетентности современного педагога . Педагог создает культуру последующих поколений и он должен быть интересен как личность, следовательно образ педагога должен вдохновлять . Педагог обучает , даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью. Каким бы специалистом ни был воспитатель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж , образ личностного «Я» .

Сегодня успех любой представительской или публичной деятельности предполагает наличие положительного имиджа. Так как педагог всегда на виду, он должен заботиться о своем имидже. Это требование рыночной экономики. В современном мире педагог должен быть конкурентноспособным. Зачастую, педагог остается невостребованным из-за неправильно спроецированного образа в сознание окружающих. Уже недостаточно быть просто профессионалом высокого класса. Профессиональный имидж является необходимым условием успешной профессиональной деятельности.

Имидж учителя - стереотип образа педагога в представлении учащихся, коллег, социального окружения.

Имиджи представителей разных профессий различаются функциями, которые они выполняют, составляющими, наиболее сильно влияющими на создаваемый образ, а также профессиональными требованиями к имиджу, уникальными для каждой из них.

Так, имидж педагога выполняет следующие функции:

Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;

Социальная - развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;

Духовно - нравственная - формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, предметному миру, к духовным ценностям, формирование нравственных качеств учащихся;

Визуальная - формирование положительного внешнего впечатления, воспитание культуры внешности.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий...», способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая -- это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

А.Г. Оводова считает, что составными частями имиджа педагога являются:

1. Визуальная привлекательность - цветовая гамма костюма, правильно выполненный макияж, модная стрижка или укладка и т.д.

2. Красноречие - искусство речи, то есть ее гибкость, выразительность, оригинальность.

3. Невербальный имидж - приятные манеры, жесты, мимика, поза.

4. Пространство жизнедеятельности - оформление рабочего места, марка машины, ручка, кейс и т.д.

5. Образ жизни - отношения с окружающими, родственниками, моральные принципы, достоинства, поведение, характер, качества личности.

6. Привлекательность в глазах окружающих. «Совсем не обязательно, чтобы люди вас любили, просто вы должны им нравиться».

В подходе, предложенном А.А. Калюжного выдвигаются определенные требования к каждому из компонентов имиджа педагога.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем.

Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям.

Внешний вид, в первую очередь, должен быть опрятным. Особое внимание необходимо уделять прическе, макияжу и маникюру. Волосы должны быть всегда чистыми, а прическа аккуратной - не лохматой, без выбивающихся прядей. Макияж должен быть в естественной цветовой гамме, следует избегать ярких цветов. Руки должны быть ухоженными, ногти не обломанными, ни в коем случае не допускается облупленный лак, особенно ярких оттенков.

В одежде необходимо разумно сочетать тенденции моды со своим внешним видом, соблюдая такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю.

Классика - это основа стиля учителя. Она символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Одежда учителя несет большую психологическую нагрузку:

1. Аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

2. Одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

3. Сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если есть необходимость в серьгах, то они должны быть небольшими, не висячими. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям головы, что будет отвлекать учеников от содержания урока. То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа - что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности.

Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуальное, поэтому предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Перед каждым уроком педагогу следует продумывать свою речь, чтобы она звучала более гладко и понятно, но, тем не менее, нельзя исключать и импровизационный момент, благодаря которому урок становится для учащихся более интересным и захватывающим. Педагог должен также владеть стилем неформального общения с учащимися, чтобы вызвать их доверие.

Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но нередко выступает средством снижения этой значимости. Типичные ошибки начинающих учителей - слишком тихий или слишком громкий голос. Однотонный голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, ее мелодику. Голос должен содействовать успешности педагога. Работа над техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.

Не следует забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение - это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение - это проявление культуры (как личной, так и национальной).

Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения оказываются в некоторых случаях более действенными, чем слова. Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов.

Как отмечает Е.А. Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель должен всегда помнить. Большую роль жесты играют в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Также в использовании жестов важна и такая функция, как активизация различных познавательных процессов. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым и самовоспитываемся. Деятельность является гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Чаще всего - это непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение преподнести свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждой составляющей педагогического процесса (от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их подачи), а также в стиле общения, в эмоциональной реакции на поведение школьников, в импровизации на уроках.

Внутренний образ - это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.

Таким образом, не смотря на существенные различия в классификациях компонентов имиджа педагога разных авторов, можно выявить некоторые общие компоненты: внешний вид, ораторское искусство, невербальный стиль, внутренний мир педагога, а также профессионально-значимые качества личности педагога.