Виды, уровни менеджмента и их характеристики. Менеджмент предприятия

Основные разновидности менеджмента

1.Стратегический менеджмент - менеджмент, который занимается решением наиболее важных, глобальных проблем организации в целом. Стратегический менеджмент направлен на определение глобальных целей, к которым стремится организация. Основным объектом внимания стратегического менеджмента являются:1) миссия организации; .2) проблемы внешней среды организации;3) установление планов в долгосрочной перспективе;

2.Производственный менеджмент направлен на принятие решений, касающихся использования тех или иных технологий, загрузки оборудования, объемов и структуры выпуска продукции, другими словами, на оптимизацию производственного процесса. Оптимизация предполагает поиск такой организации производства, при которой имеющиеся у предприятия ресурсы (материалы, оборудование, денежные средства, рабочая сила) используются наиболее выгодно, таким образом, что они приносят максимально возможную выгоду при минимальных затратах.

3.Менеджмент персонала направлен на то, чтобы повысить эффективность использования персонала. Менеджер, работающий в данной сфере, должен решать вопросы, связанные с поиском, обучением и повышением квалификации сотрудников. Кроме того, в задачи менеджера по работе с персоналом входит разработка методов стимулирования и вознаграждения работников, благодаря которым их работа будет более плодотворной. Наконец, менеджер по персоналу должен следить за тем, чтобы профессиональный уровень работников был достаточно высоким.

4. Маркетинговый менеджмент «отвечает» за организацию взаимоотношений организации с рынком. А это предполагает, во-первых, организацию эффективного получения информации о рынке: о потребителях, их желаниях, о конкурентах и предлагаемых ими товарах. Во-вторых, в задачи маркетингового менеджмента входит управление принятием наиболее важных решений, касающихся того, как организация представляет свой товар или услугу на рынке, то есть позиционирования товара, рекламы и т. д.Основными целями маркетинга являются: 1) извлечение устойчивой (или максимальной) прибыли и 2) приобретение преимуществ перед конкурентами.

5.Инновационный менеджмент направлен на создание и внедрение новых видов товаров или услуг, а также технологий. Для этого необходимо провести многочисленные исследования, решить, в каком именно виде товар будет благоприятно воспринят на рынке, определить, как сделать издержки на производство товара минимальными. Естественно, инновационный менеджмент решает вопросы, связанные с внедрением новых разработок в производство.

Основные принципы и функции менеджмента в современных условиях.

Принципы менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.

Принципы – правила, нормы, предписания к действию.

Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:

лояльность к работающим;

ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;

атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;

своевременная реакция на изменения окружающей среды;

установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;

методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;

коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;

непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;

честность и доверие к людям;

умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;

этика бизнеса – золотое правило менеджмента;

качество личной работы и ее постоянное совершенствование;

опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

Функции менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.

Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

специальные – подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые функции – это:

организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);

социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

стадии жизненного цикла продукта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. История развития менеджмента

Для начала, скажем, что история развития менеджмента уходит своими корнями в далекое прошлое. Зарождался он еще во времена древней Греции и шумеров. Сама история становления и развития менеджмента довольно путана на первых этапах, но неоспоримо важна для современности.

Как возник менеджмент?

Начало истории развития менеджмента было положено мыслителем Платоном, который написал труды о том, что должно существовать разделение труда для достижения высоких результатов. Затем Сократ внес свою лепту, отметив, что независимо от рода деятельности у работника обязанности одинаковы, главное - правильно распределить рабочую силу и полномочия, тогда процесс производства будет гораздо эффективнее. Позднее Катон Старший описал, как управляющие отчитывались перед владельцем о проделанной работе и делали ему отчеты о прибылях по сравнению с предыдущими результатами.

Современные ученые и экономисты по крупицам собирали историю возникновения и развития менеджмента, выявив основные факторы, которые воздействовали на эволюцию менеджмента от простых идей к науке:

· развивалось общественное, а потом и промышленное производство;

· появились новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;

· начала развиваться логика менеджмента на основе двух вышеприведенных факторов, которая вывела систему принципов в работе и сделала менеджмент наукой.

Историческое развитие менеджмента

Как видно, история возникновения менеджмента базируется на опыте, собранном еще нашими далекими предками. Было подмечено, что пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить гораздо лучшие результаты. С годами основные принципы не изменились, а лишь с каждым витком развития цивилизации стали обрастать дополнениями и новыми подходами к подчиненным.

Основные этапы истории развития менеджмента:

1. Древний период. Самый длительный, с 9 тысячелетия до н.э. по XVIII век. Период накопления знаний и опыта.

2. Индустриальный период с 1776 г. по 1890 г. Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Этим мы обязаны А. Смиту. Менеджмент становится учением, и его активно применяют в управлении как производством, так и государством.

3. Период систематизации с 1856 по 1960. Менеджмент активно и стремительно развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного управления, начинается отсчет истории развития менеджмента как науки, появляются первые менеджеры - представители владельца на рабочих местах.

4. Информационный период, с 1960 до сегодняшнего для. Логический процесс можно выразить математически, используя вычислительную технику. Это дает возможность быстрее выбирать программу работы. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, в истории развития менеджмента появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений. Без этих форм не обходится ни одно современное направление науки.

Менеджмент как наука

Менеджмент с точки зрения науки решает такие задачи:

· объясняет природу управленческого труда;

· устанавливает причинно-следственные связи в работе;

· выявляет факторы и условия, необходимые для совместного труда;

· разрабатывает эффективные методы управления и стратегии;

· прогнозирует возможные дальнейшие события.

Сегодня история развития современного менеджмента как науки постоянно пополняется новыми трудами и направлениями, это связанно с быстрым развитием человечества во всех отраслях.

Менеджмент - это: рациональный способ управления деловыми организациями, управление, ориентированное на доходность и прибыльность, деятельность по надзору, что использует особые формы организации труда, договорные и контрактные отношения между трудом и капиталом; особая отрасль научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, составляют административный штат предпринимательской организации и ин. С научной точки зрения менеджмент - это умение использовать те объективные законы и закономерности, выражающие причинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности. Менеджмент рассматривает предприятие не столько как технологическую цепочку общественного производства, а прежде всего как социально-производственную подсистему рыночных отношений. Подходы, которые чаще всего используются при определении сущности и содержания менеджмента, можно представить в виде следующей модели.

Особенности менеджмента как науки. Менеджмент - это прежде всего управление людьми, наука о человеке, его интересы, поведение и взаимодействие с другими людьми. Родовые особенности менеджмента как науки. Во-первых, это междисциплинарная наука, которая включает теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследования операций т.д. Во-вторых, истинность тех или иных теорий, концепций менеджмента как нормативной дисциплины зависит от поведения людей, их действий и решений. В-третьих, менеджмент - это практическая дисциплина, которая имеет прикладной характер, выражается в действиях и умениях человека. В основе менеджмента как практической управленческой деятельности не знания, а действия, то есть недостаточно объяснить определенное явление, необходимо показать, как теория работает на практике.

2. Цели и задачи менеджмента

Цель - это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем неопределённее будущее. В задачи входит конкретный временной промежуток на исполнение или достижение определённых целей. Задача - это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели. Итак, рассмотрим цели и задачи менеджмента подробнее. Общие цели менеджмента - это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации - обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента - управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации. Естественно, для каждой отдельной организации понятие успех ассоциируется с разными целями и задачами. Поэтому цели и задачи менеджмента разных организаций могут и должны отличаться. Успешная компания - не обязательно огромная корпорация. Возможно, достижение «крупных» размеров не стоит в приоритетных задачах организации, а вот выполнение поставленных целей вполне свидетельствует об успешности даже небольшой фирмы. Есть даже такие организации, которые после выполнения всех задач прекращают своё существование. Но чаще, конечно, для организации важно продержаться на рынке как можно дольше. Задача менеджмента - это разработка и апробирование научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как: - формирование производства товаров и услуг, ориентированных на спрос потребителей. - привлечение к работам высококвалифицированных специалистов. - мотивация сотрудников к эффективному исполнению своих обязанностей с помощью улучшения условий труда, повышения оплаты. - определение стратегии развития предприятия; - разработка целей и планов их достижения. - определение требуемых ресурсов и методов их обеспечения. - осуществление функции контроля. Стоит сразу отметить, что цели и задачи менеджмента вообще и цели и задачи стратегического менеджмента имеют много общего, но вместе с тем есть и существенные отличия. Стратегический менеджмент состоит в следующем: создание стратегического видения дальнейшего развития организации, постановка целей, разработка стратегии, анализ полученных результатов и корректировка целей и поставленных задач, а также стратегического видения.

3. Принципы управления по А. Файолю

1. Разделение труда

Повышение количества и качества производства при затрате тех же условий. Это достигается за счет сокращения числа целей. Результатом является специализация функций и разделений власти.

2. Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, а там где есть полномочия, возникает и ответственность.

3. Дисциплина

Дисциплина предполагает выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.

4. Единство распорядительства, или единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником

5. Единство руководства и направления действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану

6. Подчинение частных, личных интересов общим

Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.

7. Вознаграждение

Получение работниками справедливого вознаграждения на работу.

8. Централизация

Правильное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов

9. Иерархия или скалярная цепь

Иерархия, или скалярная цепь, -- это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка -- сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации. ("цепь начальников")

10. Порядок

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.

11. Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

12. Стабильность персонала(постоянство состава)

Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива

Инициатива -- это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.

14. Корпоративный дух (единение персонала)

Гармония, единение персонала -- большая сила в организации.

Принципы управления Энерсона:

1. Четко поставленные цели производства и четко обозначенные задачи персонала.

2. Здравый смысл. Имеется в виду не просто житейская сметливость, а мужество посмотреть правде в глаза: если есть трудности в организации производства - оно не приносит прибыли, произведенный товар не раскупается на рынке - значит существуют конкретные причины, зависящие в первую очередь от организаторов и менеджеров. Необходимо найти эти причины и смело и решительно их устранить.

3. Компетентная консультация. Целесообразно и выгодно привлекать к постоянному совершенствованию системы управления специалистов в этой области - социологов, психологов, конфликтологов и пр.

4. Дисциплина. Настоящая дисциплина требует прежде всего четкого распределения функций: каждый управленец и исполнитель должен четко знать свои обязанности; каждый должен быть осведомлен, за что он отвечает, как и кем он может быть поощрен или наказан.

5. Справедливое отношение к персоналу, выражающееся в идее «лучше работаешь -- лучше живешь». Произвол в отношении работников должен быть исключен.

6. Обратная связь. Позволяет быстро, надежно и полноценно учитывать и контролировать предпринятые действия и выпущенную продукцию. Нарушение в обратной связи ведет к сбоям в системе управления.

7. Порядок и планирование работы.

8. Нормы и расписания. Высокие результаты в труде связаны не с повышением, а с сокращением усилий. Сокращение усилий достигается благодаря знанию и учету всех резервов производительности, умению реализовать их на деле и избежать неоправданных трудовых затрат, потерь времени, материалов, энергии.

9. Нормализация условий. Нужно не человека приспосабливать к машине, а создавать такие машины и технологии, которые дали бы возможность человеку производить больше и лучше.

10. Нормирование операций. Труд необходимо нормировать так, чтобы рабочий был в состоянии выполнить задание и хорошо заработать.

11. Письменные стандартные инструкции. Они служат для того, чтобы освобождать мозг работника для инициативы, изобретений, творчества.

12. Вознаграждение за производительность. Целесообразно ввести систему оплаты труда, которая учитывает как время, затраченное работником, так и его умения, проявляющиеся в качестве его работы.

Принципы управления Тейлора:

1. Создание научного фундамента заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида. трудовой деятельности.

2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их подбор и проф обучение.

3. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ. 4.Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Современные принципы управления:

1. Широкое разнообразие существующих подходов в управлении персоналом, обусловленное (в том числе и историческими) различиями в национальных, институциональных и организационных контекстах, привело к тому, что ни единого корпуса профессионального знания, ни общей профессиональной идеологии этой управленческой дисциплины до сих пор так и не сложились.

2. Кадровая работа традиционно находилась на периферии внимания руководителей корпораций. Маргинальная роль специалистов по управлению персоналом определялась тем, что они выполняли функции советников при руководстве и не несли непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии организации. А финансовые и производственные соображения, как правило, всегда брали верх над предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией корпорации.

3. У специалистов по управлению персоналом с самого начала возник ореол защитников интересов рядовых работников, что, по мнению их коллег-менеджеров, препятствовало достижению целей, стоящих перед организацией.

4. Управление персоналом трактовалось как деятельность, для которой не требуется специальной подготовки; в отличие от других управленческих специальностей в ней можно было довольствоваться соображениями здравого смысла, да и существовало расхожее мнение, что любой опытный руководитель вполне мог справиться с функциями менеджера по персоналу.

5. Отсутствие специализированной профессиональной подготовки и соответствующей профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах начальства и линейных руководителей.

4. Виды менеджмента и их характеристика

1.Начнем со стратегического менеджмента. Он нужен для того, чтобы запланировать и обеспечить выполнение долгосрочных задач, которые создаются на срок, больше 1 года. Это может быть управление строительством крупного объекта, бизнес-план организации или даже всем известный государственный бюджет на следующий год. Для того чтобы план был исполнен в точности и в срок, есть люди, которые это контролируют и управляют исполнителями. Как правило, при этом создается целая группа менеджеров, основной задачей которой является руководство исполнением стратегического плана. Причем важно понимать, что далеко идущие планы весьма приблизительны, они не дают четких указаний, поэтому менеджерам нужно думать, как лучше исполнить определенное предписание. К примеру, приказано на втором этаже бизнес цента расположить 6 офисов, туалет и кабинет руководителя, а вот в каком порядке и как именно это делать - решают ответственные менеджеры, которые осуществляют руководство.

2.Второй вид менеджмента - это тактическое управление, оно же среднесрочное. Сюда относятся все планы, на исполнение которых выделено от месяца до года. К примеру, это могут быть реструктуризации отделов на предприятии, маркетинговая кампания и т.д. Для исполнения подобных задач могут создаваться новые группы или же дела поручаются уже существующим (отдел маркетинга, отдел охраны труда). Указания в этих планах могут быть как приблизительными, так и точными, поэтому от менеджера все равно требуется умение мыслить и принимать верные решения.

3.Оперативное руководство - это последний вид менеджмента. Его характеристика заключается в следующем: создается оперативный план со временем на его исполнение не более месяца, поручается, как правило, мелкому менеджеру или сразу исполнителю, после чего приводится в действие. Сюда можно отнести плановые и внеплановые проверки, мелкие проекты на предприятии и пр.

5. Подходы Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов; без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:

1. Комплексный. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

2. Интеграционный. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: - между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; - между стадиями жизненного цикла объекта управления; - между уровнями управления по вертикали; - между уровнями управления по горизонтали.

3. Маркетинговый. Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя: - повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя; - экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества; - экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП); - применение системы менеджмента.

4. Функциональный. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

5. Динамический. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитии, производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

6. Воспроизводственный. Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара, услуги для удовлетворения потребностей рынка по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке.

7. Процессный. Рассматривает функции управления как взаимосвязанный процесс управления, является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

8. Нормативный. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам: - целевая подсистема; - функциональная подсистема; - обеспечивающая подсистема.

9. Количественный. Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др.

10. Административный. Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов систем менеджмента в нормативных актах.

11. Поведенческий. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей на основе подхода современных поведенческих наук. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника так и фирмы в целом.

12. Ситуационный. Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме так и во внешней среде,- не существует лучшего единого подхода управлять объектом.

13. Системный. При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь.

Важнейшие принципы: - процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; - необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; - цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы; - восхождение от абстрактного к конкретному; - единство анализа и синтеза логического и исторического; - проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

6. Научные школы управления менеджмента

Школа количественного подхода (с 1950 г.) Весомым вкладом школы стало применение математических моделей в менеджменте и разнообразных количественных методов при выработке управленческих решений. Среди сторонников школы выделяют Р. Акоффа, Л. Берталанфи, Р. Калмана, С. Форрестра, Э. Райфа, С. Саймона. Направление призвано внедрить в управление основные научные школы менеджмента, методы и аппарат точных наук. Возникновение школы было обусловлено развитием кибернетики и исследований операций. В рамках школы возникла независимая дисциплина - теория управленческих решений. Исследования данного направления связаны с разработкой: методов математического моделирования при выработке организационных решений; алгоритмов подбора оптимальных решений с использованием статистики, теории игр и других научных подходов; математических моделей для явлений в экономике прикладного и абстрактного характера; масштабных моделей, имитирующих общество или отдельную фирму, балансовых моделей по затратам или выпуску продукции, моделей для составления прогнозов научно-технического и экономического развития.

Эмпирическая школа Современные научные школы менеджмента невозможно представить без достижений эмпирической школы. Ее представители считали, что основной задачей исследований в области менеджмента должен стать сбор практических материалов и создание рекомендаций для руководителей. Яркими представителями школы стали Питер Друкер, Рэй Дэвис, Лоуренс Ньюмен, Дон Миллер. Школа способствовала выделению управления в отдельную профессию и имеет два направления. Первое - исследования проблем руководства предприятием и осуществление разработки современных управленческих концепций. Второе - исследование трудовых обязанностей и функций менеджеров. «Эмпиристы» утверждали, что руководитель создает из определенных ресурсов нечто единое. Принимая решения, он ориентируется на будущее предприятия или его перспективы. Любой руководитель призван выполнять определенные функции: постановку целей предприятия и выбор путей развития; классификацию, распределение работ, создание организационной структуры, подбор и расстановку кадров и другие; стимулирование и координацию персонала, контроль на базе связей между управленцами и коллективом; нормирование, анализ работы предприятия и всех занятых на нем; мотивацию в зависимости от итогов работы. Таким образом, деятельность современного управленца становится комплексной. Менеджер должен владеть знаниями из разных областей и применять методы, проверенные на практике. Школа разрешила ряд значимых управленческих проблем, повсеместно возникающих на крупном промышленном производстве.

Школа социальных систем Социальная школа применяет достижения школы «человеческих отношений» и рассматривает работника как личность, имеющую социальную ориентацию и потребности, отражающиеся в организационной среде. Среда предприятия также влияет на образование потребностей у сотрудника. К ярким представителям школы относят Джейна Марча, Герберта Саймона, Амитай Этциони. Данное течение в изучении положения и места человека в организации пошло дальше, чем другие научные школы менеджмента. Кратко выразить постулат «социальных систем» можно следующим образом: потребности индивида и потребности коллектива обычно далеки друг от друга. Благодаря работе человек получает возможность удовлетворять свои потребности уровень за уровнем, двигаясь все выше в иерархии потребностей. Но суть организации такова, что она часто противоречит переходу на следующий уровень. Возникающие преграды на пути движения сотрудника к своим целям вызывают конфликты с предприятием. Задача школы - снизить их силу с помощью исследований организаций как сложных социотехнических систем.

менеджмент наука управление контроль

8. Менеджер в системе управления

Среди ключевых ролей, характерных для профессии менеджера по персоналу, называются следующие:

1) «кадровый стратег» -- член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (обычно в организации данная роль наиболее успешно реализуется в позиции одного из топ-менеджеров, например, вице-президента по управлению персоналом);

2) «руководитель службы управления персоналом» -- организатор работы кадровых подразделений;

3) «кадровый технолог» -- разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и эффективно их использовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала);

4) «кадровый инноватор» -- руководитель, лидер -- разработчик экспериментальных, инициативных или пилотных (пробных) проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации;

5) «исполнитель» -- специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику;

6) «кадровый консультант» (внешний или внутренний) - профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта, для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала.

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА - особый вид деятельности, протекающий в управляющей системе и выполняемый особыми методами и способами. Процесс управления должен быть устойчивым, т.е. сохранять основные свойства при изменении внешней и внутренней среды. Функции разделяются на общие и частные. Общие функции управления не зависят от объекта управления и отражают сущность процессов управления.

К ним относят:

*прогнозирование

*планирование

*организация

*координация

*мотивация

*контроль.

Частные или конкретные функции отражают содержание процесса управления для различных объектов. Выделение функций управления связано с разделением специализации труда.

ПЛАНИРОВАНИЕ - деятельность по выработке и принятию управленческого решения определяют перспективы развития и будущее составление системы производства как субъекта и объекта управления.

Усиливает темпы роста производства, вскрывает дополнительные ресурсы, материальные источники, требуют применения передовых методов и форм воздействия на весь производственный организм. План предусматривает цели и задачи; пути и средства; ресурсы необходимые для достижения поставленных задач; пропорции; организация выполнения плана и контроль.

ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой построение такой структуры предприятия, которая дает возможность людям работать вместе для достижения поставленных целей. Организационный процесс включает в себя следующие стадии:

1)Определение отдельных видов работ для достижения поставленных задач.

2)Оценка имеющихся трудовых ресурсов.

3)Выявление степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала.

4)Определение специализированных видов деятельности. 5)Оформление и утверждение должностных инструкций, положения структурных подразделений, схем и нормативов.

При организации необходимо руководствоваться следующими необходимыми принципами:

*специализация

*пропорциональность (отделы должны быть соизмеримы между собой)

*прямоточность (наикратчайший путь прохождения информации)

*бесперебойность (ритмичность).

КОНТРОЛЬ - процесс обеспечения того, что организация достигнет поставленных перед собой целей.

Контроль тесно связан с учетом и анализом. 3 вида управленческого контроля:

1)Предварительный. Тесно связан с функцией планирования и осуществляется на стадии планирования. Цель предварительного контроля - прогнозировать материальные, финансовые и человеческие ресурсы с тем, чтобы цели организации были реальные.

2)Оперативный (текущий). Осуществляется от начала управленческой или производственной деятельности до получения результата. Цель - вовремя обнаружить существенные отклонения от намеченного плана, чтобы не допускать серьезных сбоев в работе предприятия.

3)Контроль решенной задачи и анализ эффективности полученных результатов. Цель - служить мотивацией за успешно проделанную работу.

Контроль должен быть:

*предупреждающий

*своевременный

*непрерывный

*тактичный.

Этапы процесса контроля:

1)Выработка стандартов и критериев

2)Сопоставление реальных результатов с плановыми

3)Корректировка.

Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства.

Манипулятивная - характеризуется стремлением использовать сотрудников в своих интересах, чувства партнера при этом безразличны. Очень низкую позицию занимает установка на равноправие, установки же на понимание и творчество занимают доминирующие позиции.

Комфортная - характеризуется некритической податливостью субъекта воздействия партнера. Выражена установка на понимание, а на равноправие и творчество - занимает низкие позиции.

Альтероцентристская - отказ субъекта от собственных целей. Установки на понимание и творчество занимают высокие позиции.

Индифферентная направленность характеризуется неразвитостью каждой из трех установок.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные положения классической школы управления. Принципы и функции управления А. Файоля, Ф. Тейлора и Г. Форда. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Начало революции в области менеджмента. Создание "административной науки".

    презентация , добавлен 15.09.2015

    Менеджмент как наука и искусство, его категории и их характеристика. Ключевые критерии классификации видов менеджмента. Законы и закономерности управления организацией, его функции, методы и принципы. Анализ концепции менеджмента по Э.М. Короткову.

    презентация , добавлен 21.02.2016

    Менеджмент и его методологические основы. Требования, предъявляемые к системе управления. Характерные черты и стадии управления. Профессиональная деятельность менеджера и виды моделей менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Менеджмент как научная дисциплина, предмет и методы его исследования, история становления и развития специфических школ управления. Классификация школ управления и направления их деятельности. Место Учения Тейлора в системе современного менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2009

    Основные подходы в истории менеджмента. Понятия менеджмента и менеджера. Суть и характерные черты современного национального менеджмента. Общее и различия между российским и западным управлением. Проблемы русской школы управления, перспективы развития.

    курс лекций , добавлен 15.01.2012

    Принципы управления в концепции А. Файоля. Сущность реформирования системы управления России П. Столыпиным. Характерные черты и преимущества английской модели менеджмента. Сущность финской школы менеджмента и факторы успешной деятельности менеджеров.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Основные виды и поэтапные процессы контроля. Поведенческие аспекты и характеристика управленческого контроля. Структура менеджмента предприятием. Примерная структура аппарата менеджмента крупного предприятия, имеющего развитое энергетическое хозяйство.

    реферат , добавлен 18.02.2012

    Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управления и менеджмента в условиях рыночной экономики. Составные, аспекты и цели менеджмента прибыли.

    реферат , добавлен 29.09.2009

    реферат , добавлен 14.02.2011

    Характеристика этапов истории развития теории и практики менеджмента. Особенности становления, понятие школ менеджмента и их виды. Возникновение, формирование и содержание различных направлений теории управления. Разновидности и функции школ менеджмента.

Все виды менеджмента взаимосвязаны, так как менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Например, директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров организации появляется возможность закрепить их за различными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, так как для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.
Рост общественного производства в ХХ в. стимулировал развитие менеджмента как науки. Свидетельством этому является издание в текущем веке первых учебников, создание специализированных учебных заведений для изучения менеджмента, применение математических методов в решении его задач и т. д. В настоящее время этот рост продолжается и находит отражение в структурировании менеджмента. Такое структурирование происходит по следующим признакам:
- объект управления, например банки, персонал, товаропотоки, запасы, технологии и т.д.;
- организационно-правовая форма предприятия, например коммерческие или не-коммерческие организации, полные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, холдинги, финансово-промышленные группы и т. д.;
- область деятельности, такие как производство, посредничество, коммерческие сделки, финансы, страхование и т. д.;
- типы менеджмента, например традиционный, системный, ситуационный, социально-этический, морально-этический (японский), стабилизационный; стратегический, перспективный, текущий, оперативный; разовый, циклический, непрерывный (процессный подход) и т. д.
Поэтому в рамках менеджмента как научной дисциплины интенсивно формируются такие направления, как управление персоналом, финансовый менеджмент, стратегический и оперативный менеджмент, управление банками и т. д.
Необходимо отметить то, что целью менеджмента для коммерческих организаций могут быть:
- получение максимальной прибыли за текущий период времени или за время рыночного цикла товара, необходимого объема прибыли;
- завоевание большей доли рынка;
- максимизация цены акций и т. д.
Цели производственного менеджмента могут быть выражены альтернативными требованиями:
- минимизация затрат на изготовление определенного количества продукции;
- максимизация количества выпускаемой продукции;
- максимизация загрузки оборудования;
- обеспечение равномерности загрузки оборудования при ограничении на такие параметры производственного процесса, как годовой фонд времени работы оборудования, недогрузка оборудования, пропускная способность оборудования и т. д.
В зависимости от цели, которую преследует менеджмент в той или иной ситуации, выделяют соответствующие его виды.
С одной стороны, классификация типов менеджмента предшествует анализу и выделению факторов, важных для классификации, а с другой стороны, основывается на различных сочетаниях этих факторов для различных типов менеджмента. Это позволяет оценить возможность как теоретического, так и практического развития определенного типа менеджмента за счет развития определенных факторов, на которых он базируется.
Использование данной классификации позволяет менеджеру при решении практических задач, выбрать соответствующий условиям задачи тип менеджмента. При этом возможно сокращение затрат времени на поиск наиболее подходящих приемов менеджмента. В менеджменте существует три методологических подхода: традиционный, системный, ситуационный.
Традиционный подход разрабатывает и использует принципы и правила управления, пригодные для любых организаций. Традиционный подход понимает менеджмент как достаточно простое одномерное взаимодействие людей и (или) организаций. Он исходит из того, что все объекты управления одинаковы и идентично реагируют на воздействия.
Системный подход концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого. Основными элементами системного подхода являются вход в систему (поступающие ресурсы), процесс преобразования поступивших ресурсов в продукт, выход из системы (продукт), обратная связь (знание результата, влияющее на цепочку в обратном направлении).
Ситуационный подход основан на том, что в управлении организацией не существует только одного набора принципов (правил), который мог бы использоваться во всех ситуациях.
В системотехнике под ситуацией понимают следующую взаимосвязь элементов:
- «состояние объекта управления»;
- «располагаемые управляющие воздействия»;
- «последствия управляющих воздействий».
В соответствии с этим можно выделить два типа менеджмента: социально-этический, морально-этический.
Морально-этическим (или японским) назван менеджмент персонала при патерналистском отношении к сотрудникам (в том числе пожизненный наем) со значительным использованием моральных стимулов, обучением в процессе практической деятельности посредством ротации кадров и так далее Японии.
Социально-этический менеджмент направлен на снижение вероятности принятия решений, способных привести к нанесению недопустимого ущерба финансовой, технологической, технической, кадровой, внешней и внутренней структурам объектов, попадающих в сферу влияния принимаемых решений. При этом объект деятельности выбирают в результате социально-этического маркетинга, а рассматривают операции, не имеющие своей целью нанесение недопустимого ущерба.
К объектам, попадающим в сферу влияния принимаемых решений, на различных уровнях иерархии могут быть отнесены:
- физические лица, например потребители, посредники и персонал;
- юридические лица, например поставщики, посредники, потребители;
- природа и общество в целом, если их зависимость значительна.
Социально-этический менеджмент может быть использован для управления социальными процессами, обеспечением безопасности жизнедеятельности, правового регулирования и других областей жизнедеятельности.
В зависимости от времени наступления последствий для объекта управления и среды выделяют два типа менеджмента: стратегический и оперативный.
Однако такая классификация не является достаточно полной. Об этом свидетельствует ее несоответствие классификации планов. В свою очередь необходимость соответствия между типами менеджмента и планирования обусловлена тем, что менеджмент включает в качестве составляющих планирование, мотивирование, организацию, контроль. Поэтому менеджмент может рассматриваться как инструмент реализации соответствующих планов, а типов менеджмента не может быть меньше, чем планов. Более того, представляется естественным, что тип менеджмента при классификации по времени наступления последствий для объекта управления должен соответствовать типу плана. Например, стратегический, перспективный (бизнес-план, перспективный план), текущий, оперативный менеджмент.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегическое планирование реализуется через распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение.
Стратегический менеджмент - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на рынке товаров и услуг.
Стратегический план фирмы определяет, на основании каких направлений, программ организация будет строить свою деятельность, исходя из имеющихся ресурсов, и излагая задачи этих направлений.
Перспективный менеджмент направлен на реализацию бизнес - или перспективных планов. Целями бизнес-планирования является уточнение целей и задач определенных направлений с учетом более глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы. Разработка перспективного плана предприятия осуществляется после принятия решений по производству определенного изделия, объему производства и т. д. При этом объектом планирования является процесс производства изделия в целом.
В зависимости от частоты принятия решений могут быть выделены следующие: менеджмент одноразовых решений, циклических решений, непрерывной цепи частых решений (процессный подход).
Менеджмент «одноразовых» решений применяется при решении относительно больших проблем и когда установить дату следующего решения относительно этой проблемы невозможно. Примерами таких решений на уровне страны может быть решение о вступлении страны в НАТО или СНГ. На уровне индивидуума примером такого решения может быть решение о вступлении в брак.
Менеджмент циклических решений применяется для решения проблем, имеющих известный цикл. Примером менеджмента циклических решений может быть то, что один раз в год принимаются решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год.
Процессный менеджмент, рассматривающий менеджмент как процесс, имеет место тогда, когда необходимость в принятии решений возникает в случайные моменты времени по не связанным между собой проблемам настолько часто, чтобы считать процесс непрерывным. Менеджмент крупных ОПС (страна, территория и др.) можно считать процессным в той его части, которая не может быть отнесена к одноразовому или циклическому менеджменту. Это связано с тем, что некоторое количество менеджеров независимо друг от друга принимают решения, которые агрегируются (иерархически объединяются) в некоторый результирующий менеджмент с соответствующими последствиями.
На наш взгляд, для более полного понимания видов менеджмента и их роли в системе менеджмента организации можно выделить следующие виды менеджмента: стратегический; инвестиционный; финансовый; производственный; инновационный.

Финансовый менеджер организации направляет и планирует свою деятельность на реализацию всего ресурсного потенциала организации и достижения максимальной эффективности производства. Менеджмент - это разнообразные формы, приёмы и персоналом и производством.

Несколько лет назад, когда наука менеджмент только появилась, у неё был один неделимый объект. С течением времени из этого объекта вычленилось ещё несколько объектов, которые, в свою очередь, дали жизнь ещё нескольким направлениям. Причём есть даже такие виды менеджмента, которые характерны для определенной страны, отражают её специфику (например, есть русская модель менеджмента).

Виды менеджмента могут быть разными, и их число продолжает расти. В реальном производстве пробуются новые модели, специалисты используют новые термины и определения. Виды менеджмента - это отдельные области деятельности управления, которые призваны решать разнообразные задачи.

По выделяют организационный, стратегический, тактический и оперативный менеджмент. Организационный менеджмент стоит у истоков создания структуры, механизма управления, выработки комплекса управленческих функций, правил и стандартов. Стратегический менеджмент реализует долгосрочные цели в после их предварительной установки. Потенциал переориентация потребностей потребителя на эффективную организацию производства - это основа стратегического менеджмента. Существуют различные Тактический менеджмент в чём-то схож со стратегическим, он разрабатывается в развитие стратегии. Уровень организации таких методов управления - среднее звено управления, и отрезок времени для прогнозирования гораздо короче. Оперативный менеджмент решает задачи, возникающие в процессе производства. Он основан на распределении работ и ресурсов, отслеживание хода выполнения заданий в текущий момент времени.

В зависимости от функциональной принадлежности выделяют такие виды менеджмента, как:

  1. Маркетинг-менеджмент . Изучает финансовые рынки, создаёт новые каналы сбыта, формирует ценовую политику.
  2. Производственный менеджмент позволяет контролировать производственные процессы организации, осуществлять основную деятельность предприятия с помощью координации действий и процессов.
  3. Менеджмент в области сбыта - это процесс организации сбыта продукции, участие в оформлении хоздоговоров на поставку продукции.
  4. Менеджмент персонала - это качественное планирование использования трудовых ресурсов, их подбор, расстановка, обучение. Сюда же относится разработка системы мотивации и организации.
  5. Финансовый менеджмент - это выработка целей и задач управления финансами организации, планирование финансовой деятельности организации, разработка методов для эффективного ресурсами организации. Финансовый менеджмент включает в себя риск-менеджмент и налоговый менеджмент.
  6. Инновационный менеджмент - организует работу с нововведениями, координирует использование научных открытий. Это управление подразумевает творческое настроение в коллективе, особый настрой работающего персонала, готового к постоянному экспериментированию и освоению новых технологий.
  7. Инвестиционный менеджмент - это работа по управлению инвестициями, рациональное вложение капитала для получения прибыли в дальнейшем.
  8. Эккаутинг-менеджмент - это управление, основанное на тащательном сборе информации, её обработки и анализе, с дальнейшим сравнением показателей других организаций со схожим видом деятельности.
  9. Адаптивный менеджмент ставит своей целью адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Например, брокерские конторы - яркий пример

10. Антикризисный менеджмент - это управление процессами, сопутствующими процедуре банкротства организации. Например, управление в течение действия конкурсного производства или при заключении мирного соглашения.

Есть также атакующий менеджмент, вирусный, коммуникационный, механистический, проблемно-ориентированный, преобразующий, прогностический, проектный, пульсирующий, раскрепощённый, рациональный, сигнальный, ситуационный, эффективный и селф-менеджмент.

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач. К ним относится классификация менеджмента, которая различается по признаку объекта и по признаку содержания.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий (или генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев. Функционалъный (или специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Различают следующие виды функционального менеджмента: инновационный менеджмент; персональный менеджмент; менеджмент снабжения; производственный менеджмент; менеджмент маркетинга; менеджмент качества; финансовый менеджмент; международный менеджмент; экологический менеджмент.

Классификация менеджмента

В любой организации общий и функциональный менеджмент существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их соотношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Функции менеджмента были сформулированы в начале XX в. А. Файолем, их пять. Главной функцией менеджмента считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий и, наконец, составляет необходимые планы и программы для их реализации.

При составлении планов руководствуются следующими принципами:

Полнота планирования - при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;

Точность планирования - при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов;

Ясность планирования - цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;

Непрерывность планирования - это не одноразовый акт, а непрерывный процесс;

Экономичность планирования - расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией.

Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:

1) определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;

2) определение видов деятельности по достижении этих целей;

3) поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

4) координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), то есть каждый член группы должен знать, что он должен делать, сроки выполнения работ и кто им руководит (управляет);

5) единство цели - работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей организации;

6) размах контроля или размах менеджмента - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.

Реализация задач организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя достигла своей цели, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками.

Ни одна задача не будет успешно решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники - руководители и исполнители - не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента - мотивационная. Она заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

Результаты деятельности организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента. Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Безусловно, по его результатам могут делаться и организационные выводы, связанные с поощрением или наказанием исполнителей.

Выходные данные учебника:

Основы менеджмента. Чернышев М. А. , Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. - ред.-сост., Изд.: ИТК "Дашков и К", НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.