К основным концепциям в психологии относится. Психологические концепции. Образование как социокультурный феномен

В начале XX века возникает несколько направлений в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и гештальтпсихология, в США – функционализм, бихейвиоризм и школа Курта Левина. В психологии разрабатываются новые научные концепции и теоретические направления, проводятся соответствующие эмпирические исследования. Наиболее известными из них стали: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология.

Бихевиоризм

В это время в американской психологии возникает её ведущее направление – бихевиоризм (от англ. «behavior» – поведение). Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь реально проявляющееся поведение. Это хорошо увязывалось с прагматическим направлением всей американской науки того времени. Основателем бихевиоризма (поведенческой психологии) считается американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он рассматривал психологию как теорию поведения, исключив из изучения субъективные явления и сознание человека. Понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Уотсон заменил понятиями о мышечных и секреторных реакциях, поведение сводил к внешним приспособительным актам, отрицал сознание как особую форму регуляции поведения. Благодаря бихевиоризму объективные методы изучения психики получили широкое распространение. Построение научной психологии бихевиористами ориентировалось на естественные науки.

Одним из основателем бихевиоризма был Э.Торндайк (1874-1949гг.), изложивший обширный экспериментальный материал в своей докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов». Первая его работа «Ум животных» (1898) стала важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса учения. Для этого использовал так называемые «проблемные» ящики. Он помещал подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян) в «проблемные ящики» – экспериментальные устройства различной степени сложности, фиксировался характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление. Помещённое в ящик животное могло выйти из него, или получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство – нажав на пружину, потянув петлю и т.п. Первоначально животное совершало множество движений, бросалось в разные стороны, царапало ящик и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось для него удачным. «Пробы, ошибки и случайный успех» – таково было заключение, принятое учёным для всех типов поведения как животных, так и человека. Открытия Э.Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. Таким образом, Э.Торндайк изучал на животных законы интеллекта как научения . При этом под интеллектом имелась в виду выработка организмом «формулы» реальных действий, позволяющих успешно справиться с проблемной ситуацией. Вводился в обиход «вероятностный стиль мышления»: в органическом мире выживает лишь тот, кому удаётся, «пробуя и ошибаясь», отобрать наиболее выгодный из многих возможных вариант реакции на среду.

Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия – стимулы (S). S→R – такова формула бихевиоризма. Достижением бихевиоризма стала разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакции организма на эти воздействия. Согласно бихевиоризму человек при рождении имеет определённое количество врождённых схем поведения, над которыми надстраиваются более сложные формы – «регуляторы поведения». Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению. Закрепление реакций происходит по «закону упражнений» – в результате многократного повторения они автоматизируются. Американские бихевиористы проводят параллель между периодами развития ребёнка и предполагаемыми эпохами развития первобытного общества.

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Но были игнорированы важнейшие компоненты действия – мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологии полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как «чёрный ящик».

Идеи бихевиоризма получили развитие в трудах других американских психологов – Э. Толмена и К. Халла. Эдвард Толмен (1886-1959) разработал концепцию, в которой пытался соединить идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма. Схему поведения «стимул-реакция» Толмен превратил в целостный акт, который включал в себя в качестве опосредствующего звена «промежуточные переменные»: мотив, цель, познавательные структуры.

Классиком необихевиоризма считается и Кларк Халл (1884- 1952). Он также отстаивал необходимость введения в объяснение поведения по принципу «стимул-реакция» факторов, опосредствующих двигательную реакцию на раздражитель. Халл пытался по­дойти к анализу поведения строго математически. Современным представителем бихевиоризма является американский психолог Берхус Скиннер (р. 1904). Он считает, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Скиннер известен как автор концепции «оперантного» (от слова «операция») научения, объясняющей механизмы формирования нового опыта. На этой основе он разрабатывает способы управления поведением человека. Однако в 50-е годы XX века произошла общая дискредитация бихевиоризма. Основной причиной этого был антиментализм бихевиористов, их невнимание к внутреннему психическому миру человека.

Гештальтпсихология

Другой влиятельной концепцией в пси­хологии XX века стала гештальтпсихология. Это направление по­явилось в Германии. В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством М.Вертгеймера (1880-1943гг.) возникла новая психологическая школа – гештальтпсихология (от нем. «gestalt» – форма, структура). В неё входили известные психологи В.Келер (1887-1967гг.) и К.Коффка (1886-1941гг.). В опытах М.Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е. постулировалось, что психические образы – это не комплексы ощущений. Немецкие ученые в своей психологической теории опирались на представление о целостности психических явлений. Принцип научности был главным в их исследованиях. Естественные науки выступали в качестве образца.

Макс Вергеймер (1880-1943) критиковал ассоциативное на­правление в психологии и экспериментально доказал, что созна­ние строится из целостных образов (гештальтов), неразложимых на отдельные сенсорные элементы.

Курт Коффка (1886-1941) также был одним из основателей гештальпсихологии и дал фундаментальный анализ и изложение этого направления. При этом он первым среди гештальпсихологов обратился к проблемам развития ребенка.

Вольфганг Келер (1887-1967) считал, что психологическое знание следует строить по образцу физического, поскольку процессы в сознании и организме находятся во взаимно однозначном соответствии. Руководствуясь этой идеей, он распространил понятие о гештальте на головной мозг. В опытах на животных Кёллер доказал роль инсайта (видения ситуации в целом) в успешном решении интеллектуальных задач. Идеи Курта Левина (1890-1947) также были близки к гештальпсихологии. Он наиболее известен как автор концепции динамической системы поведения – теории «поля». Под «полем» он понимал целостное «жизненное пространство», описываемое геометрической моделью, в котором развертывается человеческая активность.

Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею «атомизма» в психологии – представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Существует некая изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур. Макс Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённых действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально имеющиеся структуры – гештальты.

В исследованиях гештальпсихологов было открыто более ста закономерностей зрительного восприятия, среди которых наиболее известные: «апперцепция» (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека), взаимодействие «фигуры и фона», «целостность» и «структурность» восприятия, «прегнантность» (стремления к простоте и упорядоченности восприятия человека), «константность» восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия), «близости» (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве), «замыкания, завершения» (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).

Адаптивные формы поведения объяснялись универсальным понятием «инсайта» (от англ. «insight» – озарение) – внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач. Но, к сожалению, гештальтисты пытались объяснить сознание, исходя из него самого.

Глубинная психология как направление психологии XX столетия включает целый ряд концепций, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, инстинктивных процессов и побуждений. К этому направлению относятся 3. Фрейд, о котором речь уже шла выше, а также неофрейдисты А. Адлер, К. Юнг. Характерной особенностью глубинной психологии была ее направленность на решение практических задач. В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд (1856-1939), работая над «Проектом программы научной психологии», пришёл к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на все современные психологические теории.

Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике и психических процессов. Господствующий методологический принцип в психологии и медицине отражал локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного «полома», соответствующего любому болезненному явлению. Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационистского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных) психических процессов стало предметом пристального внимания исследователей.

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) создал научную школу под названием «индивидуальная психология». В своем учении он отстаивал принципы внутреннего единства психической жизни личности, считал, что нет жесткой границы между сознанием и бессознательным. Основными движущими силами развития личности, по мнению Адлера, являются стремление к превосходству, успеху, совершенству, а также чувство общности, выражающееся в готовности сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей.

Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) был последователем Фрейда, но в дальнейшем отошел от фрейдизма. Он утверждал, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное как наследуемый опыт предшествующих поколений. Система его психологических знаний получила название «аналитическая психология».

К психоаналитическому направлению в психологии причисляется и немецко-американский психолог Эрих Фромм (1900-1980). Он считается наиболее социально-ориентированным из всех пси­хоаналитиков, так как для него социальное окружение - не про­сто условие, но важнейший фактор развития личности. Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории. Работы Фромма заложили основы направления в западной психологии, получившего название фрейдо-марксизма. В своих работах он пытался соединить идеи Фрейда не только с Марксом, но и с Адлером, и гуманистической психологией.

Важная роль в развитии психологических знаний в начале XX века принадлежит русским ученым, хотя явного тяготения к каким-либо психологическим школам у них не было. Александр Федорович Лазурский (1874-1917) много занимался проблемами изучения ха­рактера человека, одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности.

Русский психолог Николай Николаевич Ланге (1858-1921) стал одним из лидеров экспериментальной психологии в России. Раз­работал на экспериментальной основе концепцию стадиальности восприятия, моторную теорию внимания.

Особенно заметную роль в истории русской психологии играл Георгий Иванович Челпанов (1862-1936). Более всего он известен как основатель первого и старейшего в России психологического института (в 1912 г.). Челпанову принадлежат работы по восприя­тию пространства и времени, а также труды по экспериментальной психологии.

Выдающимся направлением психологии XX века является генетическая психология . Основателем его считается швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучала умственное развитие ребенка, происхождение интеллекта, формирование у ребёнка та­ких фундаментальных понятий, как пространство, время, причин­ность. Пиаже и его сотрудников интересовали особенности детской логики, механизмы познавательной деятельности ребенка.

В середине XX века появилось новое направление – гуманистическая психология . «Гуманистическая психология» – это собирательное понятие, которое охватывает целый ряд достаточно разных школ, направлений, движений и подходов. Одним из основателей считается американский психолог Карл Роджерс (1902-1987). Он отказался от карьеры священника, к которой готовился с юности, и увлекся психологией. В дальнейшем работал в качестве практикующего психолога и профессора в университете. В своей теории личности Роджерс описывает определённую систему понятий, характеризующих представления человека о себе и своих близких. Важнейшее место в ней занимает «Я»-концепция. В этой связи описывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Идея ценности и уникальности человеческой личности стала центральной для Роджерса, как и для других представителей гуманистической психологии. Его открытия свя­заны не только с новым взглядом на самоактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к психокоррекции. Он считал, что психотерапевт не должен навязывать своего мнения пациенту, а должен подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. Таким образом были созданы основы недирективной психотерапии.

Представителем гуманистической психологии считается и другой выдающийся американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Он пришел к выводу о необходимости формирования третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму. Его собственная теория имела ключевое понятие – «самоактуализация», одно из центральных в концепции гуманис­тической психологии. Цель личностного развития – стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – смерть для человека как личности, для его «самости».

Однако взгляды основателей гуманистической психологии характеризуются существенными расхождениями. Например, Гольдштейн, Маслоу и Роджерс говорят о том, что человеку присуща некая внутренняя сила – тенденция к самоактуализации, направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия, разворачивания заложенных в нём возможностей, сил и способностей. Это как бы основная идея ведущего гуманистического подхода к личности. Но в рамках этого же движения есть авторы, в частности такие как Ролло Мэй, Олвин Марер, Рональд Лэнг, которые принадлежат так называемому «экзистенциальному» ответвлению в гуманистической психологии. Они считают, что таких сил нет, а направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает. Это противопоставление является одним из, может быть, наиболее ключевых противопоставлений, потому что это различие взглядов, на которое обратил внимание Роуэн, является одним из основных критериев, по которым можно отличить «экзистенциальное» направление в рамках гуманистической психологии от направления, которое условно можно обозначить словом «личностно-центрированное» .

Об этой так называемой «экзистенциальной психологии» у нас известно то, что ярким представителем экзистенциальной психологии является Виктор Франкл, автор психотерапевтической модели «логотерапия». Были изданы философские работы Мартина Бубера, в том числе его ставшая уже классической книга «Я и Ты», которая хоть и не является собственно психологической, но служит одним из основных «писаний» для экзистенциальных психологов, и столь же основополагающая философская книга П.Тиллиха «Мужество быть». Наконец, одна из первых книг Ролло Мэя – блестящее пособие по психологическому консультированию, написанное с позиций экзистенциального подхода к человеку. Говоря о том, что представляет из себя направление экзистенциальной психологии, чаще всего начинают ссылаться на экзистенциальную философию – на Хайдеггера, Ясперса, Сартра и прочих. Однако экзистенциальная психология представляет собой достаточно самостоятельный пласт материалов, совершенно отличный от экзистенциальной философии и имеющий свои собственные теоретические традиции, то есть теоретическим обоснованием экзистенциальной психотерапии является не философия экзистенциализма, а обширные теоретические разработки именно в рамках психологии.

В начале 60-х годов XX века в научной психологии произошла поразительно быстрая смена интересов и теоретической ориентации западной экспериментальной психологии. Зародилось новое на­правление – когнитивная психология . Термин «когнитивный» означал возросший интерес к изучению познавательных (когнитивных) процессов. Связано это было с интенсивным развитием кибернетики, математического моделирования, с появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Познавательные процессы рассматривались по аналогии с ЭВМ как процессы переработки информации. Одним из лидеров нового направления стал американский психолог Ульрих Найссер. В исследованиях Найссера познание человеком окружающего мира, осуществляемое в процессе восприятия, памяти, воображения, мышления, рассматривается как активный процесс усвоения информации внутренними структурами опыта. Когнитивная психология до сих пор остается самым влиятельным направлением исследований в мировой психологической науке.

К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.

Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.

Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.

Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.

Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом, поэтому иногда называется «фрейдизм».

Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.

Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях. Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 1930-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.

Вплоть до 1960-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.

Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.

Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.

Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

Основной вывод, во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

Согласно концепции швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875-1961), личность (душа) человека состоит из трех взаимодействующих структур: сознания (Эго), личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Сознание (Эго) - это индивидуальная психологическая структура, включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым человек осознает себя, регулирует свою сознательную деятельность.

Личное индивидуальное бессознательное - это совокупность инстинктов, способствующих выживанию, и "бессознательных комплексов", или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания.

Юнг указывал, что именно в бессознательное поступает та информация из внешнего мира, которая изначально обладает малой интенсивностью или иными параметрами, делающими ее недоступной для сознания человека.

Современные исследования подтвердили правоту Юнга. Оказывается, каждую секунду человек получает из внешнего мира и Космоса около миллиарда бит информации, но ощутить и осознать человек может лишь 16 бит информации в секунду. Остальная информация (практически весь этот миллиард бит информации) поступает в бессознательное. Таким образом, бессознательная часть психики несравненно более информационно насыщена, чем сознание, и более тесно связана с миром, природой, людьми, с Космосом.

Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества, являющееся проявлением созидательной космической силы. В отличие от индивидуального (личностного) бессознательного, коллективное бессознательное идентично у всех людей, общее для всего человечества и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным.

Коллективное бессознательное - это наиболее глубинный уровень психики, основная структура личности, в которой собран весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов - врожденных психологических факторов, первичных идей. Коллективное бессознательное - "это духовное наследие всего, что было пережито человечеством"; это "общая душа, не имеющая временных пределов"; фундамент индивидуальной психики. Коллективное бессознательное есть "предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны". Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов.

Архетипы, психические первообразы, обусловливают, с одной стороны, предрасположенность к поведению определенного типа, а с другой - коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху. Они проявляются в мифах, сказках, искусстве, выражая дух эпохи. Архетипы являются связующим звеном между материей и психикой. Юнг назвал их психоидами, полагая, что они способны каким-то образом влиять на наш физический мир. Юнг описывал архетипы Матери, Отца, Персоны, Анимы, Анимуса, Тени и Самости.

Архетип "Мать" - это обобщенный образ всех матерей прошлого, могущественный первообраз, который окрашивает в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение человека к матери, женщине, обществу, чувствам.

Архетип "Отец" - обобщенный образ всех отцов прошлого. Этот архетип определяет отношение человека к мужчине, к закону, к государству, к разуму, к Богу.

Архетип женщины ("Анима") - это чувственней образ женщины, который тысячелетиями носит в себе мужчина. Многие мужчины могут до деталей описать образ "желанной женщины, чувственный образ желанной любовницы" и среди огромного числа женщин могут распознать и искать тех, кто больше всего подходит под тип Анимы. Архетип Анимы, с одной стороны, обусловливает тенденции сексуальных предпочтений мужчины, а с другой - внутреннюю "психологическую" женщину, живущую в душе мужчины. Именно в мужчине выражается его архетип Анимы в виде необузданных эмоций, капризов, иррациональных чувств (бессознательно проявляются женоподобные качества).

Архетип мужчины ("Анимус") - это чувственный образ желанного мужчины, который, с одной стороны, обусловливает сексуальные предпочтения женщины, а с другой стороны, представляет собой внутреннего "психологического" мужчину, живущего в душе женщины. Бессознательный архетип

Анимуса помогает женщинам проявлять стойкость в жизненных ситуациях, а также побуждает их спорить, используя нелогические аргументы, не признавать ничьей правоты, оставляя за собой последнее слово в споре, считая свое мнение самым верным.

Архетип "Персона" (от лат. persona - личина, маска) - это публичное лицо человека, которое служит цели производить впечатление на других и утаивать от них свою истинную сущность. Персона как архетип необходима для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

Архетип "Тень" представляет собой подавленную, теневую и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти, но выступает как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека. Юнг считал, что функция сознания (Эго) состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону своей натуры до такой степени, чтобы жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

"Самость" - самый важный архетип в теории Юнга, он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Целостность личности достигается за счет действия архетипа "Самость", который координирует вес структуры психики человека и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека.

К. Г. Юнг ввел понятие аказуального связующего принципа синхронности, обозначающего осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве, когда "определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состоянию".

Например, вы подумали о человеке, которого давно не видели, и он неожиданно появляется перед вами или звонит вам издалека. Или неожиданно у нас возникает тревожное состояние страха, и вы вскоре оказываетесь свидетелем или участником несчастною случая и т.н.

Возможное объяснение явлений "синхронности" - наличие бессознательной связи человека с другими людьми, с архетипами коллективного бессознательного, с физическим миром и информационным полем человечества и Космоса, с прошлыми, настоящими и будущими событиями.

Новаторские идеи К. Г. Юнга о коллективном бессознательном, о бессознательном единстве человека со всем человечеством, миром, Космосом получают свое дальнейшее развитие и подтверждение в современных исследованиях трансперсональной психологии.

1.1. Бихевиоризм

1.2. Психодинамический подход

1.3. Когнитивный подход

1.4. Гуманистический подход

1.5. Психогенетический подход

1.1. Бихевиоризм

Бихевиоризм определил облик американской психологи века. Его основатель Джон Уотсон (1878- 1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название - от английского behaviour – поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, - не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не подлежат изучении, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внут­ри человека, изучить невозможно, т. е. человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно толь­ко реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуа­ции, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный сти­мул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрог­раммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

1.2. Психодинамический подход

В начале XX в. в психологии возникло направление пси­хоанализа, или фрейдизма, которое определило развитие психодинамического подхода. 3. Фрейд ввел в психологию рядважных тем: бессознательная мотивация, защитные механиз­мы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психи­ческих травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необ­ходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо кол­лективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя обще­человеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.

Психоаналитическое направление обратило усиленное внима­ние на изучение неосознаваемых психических процессов. Таким образом, психодинамический подход включал в себя также следующие психоаналитические концепции: индивидуальную психологию А.Адлера; аналитическую психологию К.Юнга; эго-психологию Э.Эриксона и др.

1.3. Когнитивный подход

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола - знать. Сторонники этого подхода утверждают, что человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на внутрен­ние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о ре­альной действительности, проводить сравнения, принимать ре­шения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую ми­нуту.


Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллек­туальных или мыслительных процессов на поведение человека.

1.4. Гуманистический подход

Гуманистическая психология - ее виднейшие предста­вители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу, предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуа­лизация , рост конструктивного начала человеческого «Я». Чело­век открыт миру, наделен потенциями к непрерывному разви­тию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие цен­ности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризу­ют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере инте­реса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.

1.5. Психогенетический подход

Очень интересен данный подход с токи зрения доктора Чампиона Курта Тойча. Его концепция, что генетический код еще до рождения человека определяет боль­шую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведе­ния, постепенно получает признание в научных кругах. Молеку­лы ДНК несут не только генетический код наследуемых биоло­гических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к некоторым болезням, но и генетический код, опре­деляющий паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) - соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций.

Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энергетическую волну (как предполагают физики, мысль - это энергетическая волна виртуальных фотонов - мельчайших ядерных частиц). Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Происходит психическое взаимодействие между людьми на неосознаваемом уровне, поскольку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть и оказать некое влияние на бессознательную часть психики другого человека.

Таким образом, и сознательные, и бессознательные желания, убеждения, переживания, мысли человека помимо субъек­тивного внутреннего состояния всегда получают и объективное выражение в разных формах: 1 - энергетическое излучение-волна; 2 - действия человека; 3 - осознанные мысли, желания человек может внешне выразить и через слова; 4 - в конечном счете, мысли могут выражаться внешне и через предме­ты, например, мысль конструктора в конце концов воплощает­ся, объективируется в конкретном предмете, изделии, изобрете­нии.

Парадигма психологизма. Органическая концепция общества, стре­мившаяся объяснить ряд важных социальных явлений исходя из чисто биологических аналогий, чрезвычайно упрощала понимание структуры общественного бытия, специфику его развития и функционирования. Чрезмерная натурализация социальных явлений не позволяла учесть са­мый главный фактор общественного бытия - роль человеческой психики и сознания. Неудивительно поэтому, что чисто биологические модели струк­туры общества и путей его развития постепенно утрачивают свою попу­лярность, уступая место более сложным теоретическим системам, акцен­тирующим внимание на психосознательных факторах человеческого пове­дения. В социологии складывается целое направление психологизма, представители которого, с разных сторон рассматривая суть психологиче­ских явлений, старались определить с их помощью сущностные характе­ристики человека и общества, законов их функционирования и развития.

Несмотря на то что практически по всем наиболее важным параметрам (определению предмета, метода, главных исследовательских процедур, категориально-понятийному аппарату, целям и задачам исследования, ме­тодам и способам описания, интерпретации результатов, нацеленности на анализ развития и функционирования общества и т. п.) различные психо­логические направления западной социологии классического периода су­щественно отличались друг от друга, тем не менее им присущи и общие черты. Все они основывались на позициях психологического редукцио­низма, т. е. допускали возможность полного или частичного сведения со­циальных явлений к действию тех или иных психических факторов.

В рамках психологического подхода почти одновременно сформирова­лись три относительно самостоятельных течения - индивидуалист­ское, групповое и социетарное. Представители первого счи­тали, что социальные явления и процессы обусловливаются действием ин­дивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться по­средством анализа психики индивида и соответствующего категориально-понятийного аппарата. По мнению сторонников второго направления, аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии групп (рода, племени, коллектива и т. д.). Представители третьего подхода рассматривали психику индивида как продукт общества и предлагали подходить к тем же действиям с позиций общественной психологии и со­циологии.

Анализ этих подходов и характер их взаимодействия позволяет более глу­боко и всесторонне раскрыть суть парадигмы психологизма в социологии.

Психологический эволюционизм. Лестер Уорд (1841-1913) - аме­риканский исследователь - геолог и палеонтолог, первый президент Аме-


Риканской социологической ассоциации. Одним из первых используя идею Спенсера о всеобщей эволюции и развитии общества как высшем этапе этой эволюции, попытался наполнить ее человеческим содержанием, т. е. представить этот этап космической эволюции как реализацию созна­тельно поставленной цели, как «направленное развитие», в рамках кото­рого более важную роль играют психические (сознательные), а не чисто биологические факторы.

В книге «Динамическая социология, или Прикладная социальная нау­ка, основанная на статической социологии и менее сложных науках» (1891) Уорд отстаивал идею о том, что основополагающими обществен­ными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страда­ния. При этом он утверждал, что желание быть счастливым есть основной стимул всех общественных движений и это желание поддерживало все прошлые моральные и религиозные системы.

Существенной частью социологии Уорда стало его учение о сущности универсальных социальных сил. К «существенным общественным силам» он относил «силы предохранительные» - «положительные» (вкус и стрем­ление к удовольствию) и «отрицательные» (стремление избежать страда­ния), а также «силы воспроизводящие» - «прямые» (половые и любовные желания) и «непрямые» (родительские и родственные чувства).

Исходя из того, что силы общественные есть силы психические, а по­тому и социология должна иметь психический базис, Уорд объяснял мо­тивы группового поведения действием яда «психических сил», которые относились им к сфере мотивации поведения личности и не могли охваты­вать всей совокупности социальных факторов, влияющих на формирова­ние этой мотивации.

Уорд особенно подчеркивал, что «психические силы», «великий пси­хический фактор» предшествовавшие ему исследователи социальных про­блем просто упустили из виду и что это упущение преодолевается в его социологии.

В контексте данного тезиса Уорд обратил особое внимание на лично­стную проблематику. Основой всех действий личности, своего рода «пер­воначальной социальной силой» Уорд рассматривал «желания», выра­жающие природные импульсы человека. Многообразие человеческих же­ланий группируется, с его точки зрения, вокруг двух основных - удовле­творения голода и жажды и удовлетворения половых потребностей, отра­жающих стремление к продолжению рода. Этими комплексными жела­ниями, согласно концепции Уорда, обусловливается активное поведение человека, направленное на преобразование естественной окружающей среды.

Подчеркивая исключительную роль человеческого интеллекта как главной движущей силы исторического развития, Уорд вместе с тем отме-


чал противоречивость человеческого существования. В частности, он не­однократно подчеркивал, что прирожденные интересы человека действу­ют, как правило, в противоположных направлениях, в силу чего интересы отдельных индивидов сталкиваются, «бросаются друг на друга» и что в общественной сфере идет постоянная борьба за существование. В резуль­тате, по Уорду, единственной основой для формирования всех социальных учреждений могла явиться лишь первичная, однородная, недифференци­рованная общественная плазма - групповое чувство безопасности.

Согласно концепции Уорда, человеческие желания, связанные с удов­летворением голода и жажды, породили труд и обман, которые являются постоянными спутниками человеческой цивилизации. При этом в доктри­не Уорда обман выступал как специфическая разновидность труда. По его мысли, на первых ступенях эволюции человек обманывал животное, что­бы убить и съесть его, а сейчас он обманывает людей для приобретения богатства и удовлетворения своих желаний.

Помимо «желания», поведение человека, как утверждал Уорд, опреде­ляется также и «репродуктивными силами», к которым он относил, в ча­стности, сексуальную, романтическую, супружескую, материнскую и кровную любовь (с соответствующими им различными видами ненавис­ти). В природе этих сил Уорд усмотрел и источник неравенства, сущест­венный элемент которого - неравенство между мужчиной и женщиной -определяется, по его мнению, совокупностью всех иных неравенств.

Определив стимулы индивидуального поведения, Уорд далее описыва­ет психические факторы цивилизации. По его мнению, последние подраз­деляются на три основные группы: субъективные, объективные и социаль­но синтезированные факторы. Явления, обнимаемые чувством, он относил к «субъективной психологии», а обнимаемые интеллектом, - к «объективной психологии».

Ксубъективным факторам, кроме всего прочего, он относил раз­личные проявления души: чувства, эмоции, волевые акты и т. д., к объ -ективным - интуицию, способность к изобретению, проявление твор­ческого духа, интеллектуальные задатки, а к социальному синтезу факто­ров - экономию природы, экономию ума, социальные аспекты проявления воли и интеллекта, социократию.

Существенно психологизируя социологическую теорию, Уорд потратил немало усилий на разработку концепции «социогении», которая, как он полагал, представляет собой высшую качественную ступень эволюции всего сущего. Так, в результате рассмотрения основных этапов космо-, био- и антропогенеза Уорд сделал вывод, согласно которому главные цели эволюции (биологический уровень) и общества (социологический уровень) совпадают: это - «усилие». Таким образом, по Уорду, социогения синте­зирует все природные и социальные силы, обладая к тому же неким чувст­вом и разумной целью.


Социальный прогресс общества и цивилизации, по мнению Уорда, обусловливается и обеспечивается особыми «социогенетическими сила­ми», которые подразделялись им на силы интеллектуального и морального порядка. Из всех «социогенетических сил», согласно Уорду, главную роль играют «интеллектуальные силы», являющиеся источником идей и подчи­ненные трем желаниям знания: получению знаний, раскрытию правды и установлению взаимного обмена информацией.

Значительное внимание уделил Уорд разработке утопического учения об «идеальном обществе» - «социократии», отличительным признаком которого, по его мнению, будет научный контроль социальных сил «посредством коллективного разума общества».

Излагая основные идеи своего социологического учения, Уорд подчер­кивал, что сутью его концепции и «венцом всей системы» является «признание и доказательство необходимости равного и всеобщего распре­деления знания» .

Полагая, что в современном ему обществе идет борьба за организацию, Уорд провозгласил эту борьбу фундаментальным законом социального развития. Исходя из содержания этого закона, он вывел тезис о необходи­мости всеобщего образования как регулирующего фактора организацион­ной структуры капиталистического общества. Образование, писал Уорд, един­ственная надежная форма социальных видоизменений, несомненно влекущая за собой благие последствия. Постоянно подчеркивая, что единой целью всех общественных органов и учреждений должно быть общее благосос­тояние, Уорд предлагал в роли средства для достижения этой цели «уменьшение социального трения».

Психологический эволюционизм социологического учения Уорда, сво­дивший суть социальных процессов к столкновению неизменных черт биологической и психической природы индивида с общественными усло­виями, являл собой в конечном счете обоснование идеи мирного устране­ния социального неравенства и просветительской трансформации капита­лизма в социально справедливое и благоденствующее общество.

Франклин Гиддингс (1855-1931) - американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии (1894) в Колумбийском университете, подобно Уорду, также ориентировался на создание всеохватывающей со­циологической системы, исходя из психологических оснований.

Характеризуя социологию как «конкретную, описательную, истори­ческую, объяснительную» науку, Гиддингс отмечал, что в отличие от пси­хологии, изучающей проявления индивидуального разума, социология ка­сается более сложных и специализированных явлениий разума, наблю­даемых в ассоциации индивидов друг с другом.

По мысли Гиддингса, социология - это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии..., в силу чего в социологии необходимо развивать «конструктивный» метод психологиче-


ского синтеза на основе тщательного изучения психических вероятностей «великого мира человеческой борьбы».

Центральная теоретическая идея Гиддингса наиболее полно вырази­лась в понятии «себеподобного сознания» («сознания рода», «родового сознания»), под которым подразумевалось чувство тождества, испыты­ваемое одними людьми по отношению к другим. «Первичный элементар­ный субъективный факт в обществе есть сознание рода, - утверждал Гид­дингс, -... под этими словами я подразумеваю такое состояние сознания, в ко­тором всякое существо, какое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою» .

Именно «сознание рода», по Гиддингсу, делает возможным осмыс­ленное многомерное взаимодействие разумных существ и одновременно сохраняет индивидуальные особенности каждого из них, так как только сознание рода, по его мнению, отличает социальное поведение от чисто экономического, политического или чисто религиозного поведения.

Трактуя общество как ряд взаимосвязанных дифференцированных групп и ассоциаций, в которых наблюдается постоянный сложный процесс производства и воспроизводства социальных отношений и сложных организаций, Гиддингс считал необходимым рассматривать общество как союз, организацию, сумму внешних отношений, связывающих вместе соединившихся индивидов.

В качестве исходного момента социального организма Гиддингс при­нимал исключительно психическое начало. «Общество в первоначальном смысле слова, - отмечал Гиддингс, - означает сотоварищество, общую жизнь, ассоциацию, а все... социальные факты по природе своей -психические», в силу чего общество есть «психическое явление, обуслов­ленное физическим процессом» .

Анализируя природу и характер общественной ассоциации индивидов, Гиддингс утверждал, что «истинная ассоциация начинается в зарождении сознания рода» , а «ассоциация подразумевает, что сношение убедило сталкивающихся индивидов в том, что они слишком подобны между собою, чтобы пытаться покорить друг друга...» [П. С. 118].

С точки зрения Гиддингса, в обществе действуют два основных типа сил, именуемые им «волевым процессом» и силами «искусственного от­бора как сознательного выбора». В частности, это силы социализирую­щие (условие, по Гиддингсу, внешнее по отношению к социальной струк­туре, порождающее ассоциацию и способствующее социализации) -страсти и стремление индивидов, климат, почва и прочее, с одной сторо­ны, и социальные силы - с другой. В структуру «социальных сил» Гид­дингс включал влияние группы или общества на индивида. Это влияние направляет поведение индивидов к достижению групповых целей любого характера. Примерами «социальных сил», полагал социолог, могут слу­жить общественное мнение или законодательство.


В общем виде социальный процесс выступает у Гиддингса как вза­имодействие сознательных мотивов, волевой ассоциации и физи­ческих сил.

К числу позитивных моментов социологического учения Гиддингса можно отнести и его вывод о существовании определенной взаимосвязи между социальной структурой, социальным процессом, социальными силами и различного рода субъективными моментами социальных явлений.

В целом, придерживаясь в первый период своего творческого развития идеи психического эволюционизма, он полагал, что в общественном развитии действуют две силы: сознательная и бессознательная, поэтому главными факторами эволюции у него выступают, с одной стороны, объективно-природные, а с другой - субъективно-психологические. При­чем последние приобретают не столько личностный, сколько коллек­тивный характер как «сознание рода», которое и предопределяет поведение индивидов.

Инстинктивизм. Во второй половине XIX века рационалистические тенденции в трактовке человеческого бытия несколько ослабевают, усту­пая свое место парадигме иррационализма. В рамках новой философской ориентации (Ф. Ницше, М. Штирнер и др.) формируется новая методоло­гическая установка, в которой общественные явления начинают осмысли­ваться в терминах неосознанных «инстинктов», «стремлений» и «им­пульсов». В социологии это устремление воплотилось в теории ин-стинктивизма.

Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) - социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 года профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке.

Провозгласив психологию «основным базисом», на котором долж­ны быть построены все социальные науки - этика, экономика, наука о государстве, философия, история, социология, Мак-Дугалл стремился создать психосоциальную систему общественных дисциплин.

Главное место в учении Мак-Дугалла занимают социально-психо­логическая теория личности и дифференцированная классификация социальных инстинктов, импульсов, эмоций. По его мнению, основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, и вследст­вие этого теоретической основой всех общественных дисциплин долж­на стать «психология инстинкта».

Подменяя собственно социологический подход психологическим ин-стинктивизмом, Мак-Дугалл понимал инстинкт как «врожденное, или природное, психофизическое предрасположение, которое заставляет инди­вида воспринимать определенные объекты или обращать внимание на них и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, дей-


ствовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, испытывать импульс к такому действию» .

По мнению Мак-Дугалла, «инстинкты» являют собой наследственно определенные каналы разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (воспринимающей, рецептивной) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления центральной части, благода­ря которой мы испытываем специфическое эмоциональное возбуждение при восприятии данных предметов, и эфферентной (двигательной) части, которая обусловливает характер нашей реакции на эти предметы.

Мак-Дугалл выделял около 20 основных инстинктов, обусловливаю­щих поведение человека. Среди них инстинкты любопытства, драчливо­сти, воспроизведения себе подобных, самоуничижения и т. д. Главенст­вующим инстинктом Мак-Дугалл считал стадный инстинкт.

Примитивизируя различного рода социальные процессы и явления, Мак-Дугалл произвольно сводил любые общественные изменения к дей­ствию одного или нескольких инстинктов. Так, в соответствии с собствен­ной гипотезой о причинах вооруженного насилия он характеризовал вой­ны как вечные и неизбежные проявления инстинкта драчливости, в основе же религии, по Мак-Дугаллу, лежит комплекс инстинктов, среди которых особое внимание он уделял комплексам любопытства, самоуничижения и эмоционального возбуждения.

Всего же Мак-Дугалл выделил семь пар основных инстинктов и эмо­ций. По его мнению, каждому первичному инстинкту соответствует опре­деленная эмоция, которая подобно инстинкту является простой и неразло­жимой и проявляется в виде субъективного коррелята инстинкта. Например, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту драчливости - эмо­ция гнева, инстинкту воспроизведения - эмоция сексуальной ревности и т. д.

С точки зрения Мак-Дугалла, в ходе развития эмоциональной сферы человека различные эмоции объединяются в более сложные группы и приобретают иерархическое строение. При этом подчеркивалось, что если комплекс эмоций индивида организован вокруг стабильного объекта, то происходит развитие чувства. Из всех человеческих чувств Мак-Дугалл особо выделял «эготическое чувство» как доминирующее в сложившейся структуре характера человека. Этим чувством, по Мак-Дугаллу, обуслов­ливается формирование содержания и формы человеческого «Я», которое в целом соответствует общему социальному фону.

Примечательной в учении Мак-Дугалла была трактовка им социаль­ных процессов как процессов, изначально устремленных к некой биологи­чески значимой цели. Главным признаком живого является «горме» - не­кая движущая телеологическая сила интуитивного характера.

Считая стремление к цели базисным признаком поведения животных и человека, Мак-Дугалл хотел создать целевую «гормическую психологию»,


В которой это поведение могло бы получить соответствующее объяснение. Однако в конечном счете эти попытки не увенчались успехом.

Психологический инстинктивизм внес определенный вклад в развитие социологии прежде всего своим обращением к изучению неосознаваемых компонентов человеческой психики и их роли в общественной жизни. Од­нако собственная теоретическая основа этого социологического направле­ния оказалась весьма уязвимой. Не только содержание, но даже и количе­ство «базовых инстинктов» весьма существенно разнилось у представите­лей инстинктивизма. Так, Мак-Дугалл доводил их количество до 18, У. Джеймс - до 38, а Л. Бернард в ходе анализа значения этого терми­на в соответствующей литературе насчитал уже 15 789 отдельных ин­стинктов, которые «укрупнялись до 6131 инстинкта самостоятельной «сущности».

В целом, признавая справедливость замечания П. Сорокина о том, что инстинктивистские концепции представляли собой некую разновидность рафинированного анимизма, поскольку «позади человека и его деятельности они помещают некоторое число духов, называя их инстинктами, и интерпре­тируют все явления как проявления этих инстинктов-духов» , необходимо отметить, что эти концепции выступили как своеобразный теоретический луч, который, высвечивая какие-то важные моменты человеческой психики, давал понять некоторые акты поведения человека. Хотя, разумеется, этот луч оказался чрезвычайно узким и не смог ох­ватить всего богатства человеческой психики и объяснить многие тайные стороны человеческого бытия.

Теория подражания. Большое влияние на формирование и развитие психологических направлений в западной социологии классического пе­риода оказал французский криминалист и социолог, профессор новой фи­лософии в Коллеж де Франс Габриэль Тард (1843-1904).

По мнению Тарда, общество есть продукт взаимодействия индивидов, в силу чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные или «интериндивидуальные» отношения людей, познание которых является основной задачей социологии.

Призывая особенно тщательно исследовать личные особенности, кото­рые одни только реальны, одни только истинны и которые постоянно бро­дят внутри каждого общества, Тард настаивал на том, что «социология должна исходить из отношения между двумя умами, из отражения одного другим, как астрономия исходит из отношения между двумя взаимно при­тягивающимися массами» .

Особое внимание Тард уделял изучению различных социальных про­цессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Согласно теории Тарда, тремя основными социальными процес­сами являются: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация).

Исходя из того, что законы социологии должны распространяться на все минувшие, нынешние и грядущие состояния общества, Тард пытался найти всеобщие и вневременные социальные закономерности, которые могли бы быть сведены к нескольким «универсальным» социологическим и психологическим законам. Таковыми и стали «законы подражания», составившие концептуальное ядро его общесоциологической теории.

Генеральным положением этой теории была идея, согласно которой основной движущей силой исторического процесса, равно как и любого человеческого сообщества, является неодолимое психическое стремление людей к подражанию. «Первичный социальный факт, - подчеркивал Тард, -состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору» .

Настаивая на том, что все главнейшие акты общественной жизни со­вершаются под владычеством примера, Тард утверждал, что открытые им «законы подражания» присущи человеческому обществу на всех этапах его существования, поскольку «всякое социальное явление имеет постоянно подражательный характер, свойственный исключи­тельно только социальным явлениям» .

Эти утверждения представляют собой по существу формулировку именно того, что сам Тард именовал «законами подражания».

В непосредственной связи с «законами подражания» и в их контексте Тард изучал и объяснял проблему общественного прогресса, уделяя особое внимание его источнику и механизму действия.

Согласно теории Тарда, единственным источником общественного прогресса являются открытия и изобретения, возникающие вследствие


Инициативы и оригинальности отдельных людей. Эти творческие лич­ности, по Тарду, вырабатывают принципиально новое знание, а также знание, основанное на новой комбинации уже существующих идей. А знание такого рода и обеспечивает прогрессивное социальное развитие.

Наряду с изложением этих соображений Тард особенно подчеркивал, что глубинная причина общественного прогресса - подражание, по­скольку, с одной стороны, любое изобретение, потребность в нем «своди­мо... к первичным психологическим элементам, возникающим под влия­нием примера», с другой - поскольку благодаря подражанию (сущест­вующему также в форме традиций, обычаев, моды и т. д.) осущест­вляются отбор и внедрение открытий и изобретений в жизнь общества .

Сущность концепции и законов подражания в «идеологическом измерении» достаточно определенно была выражена самим Тардом, про­возгласившим в качестве основного закона закон подражания низших слоев общества высшим. Придание этому «закону» базисного статуса Тард обосновывал тем, что, по его наблюдениям, «любое, самое незна­чительное нововведение стремится распространиться по всей сфере социальных отношений, - при этом по направлению от высших классов к низшим» . Хотя в истории, как известно, довольно часто случалось и обратное.

В целом для учения Тарда характерно сведение значительного мно­гообразия социальных отношений лишь к одной из их разновидностей -отношению «учителя - ученика» в ряду ситуаций. Эта элементарная схема и тардовская типология подражания и поныне используются многими современными западными социологами, утверждающими, что в об­ществе реализуются три основных типа подражания: взаимное подра­жание, подражание обычаям и образцам и подражание идеалу.

Согласно учению Тарда, механизм действия «законов подражания» определяется преимущественно верованиями и желаниями, являющими собой некую субстанцию социального взаимодействия людей. По его мысли, именно через согласие и разногласие взаимно укрепляемых и взаимоограничиваемых верований и желаний организуется человеческое общество. При этом Тард утверждал, что общество имеет скорее юри­дические, нежели экономические основания, поскольку оно базируется на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и обя­занностей .

Идеалистическая трактовка Тардом общества и «законов подражания» существенно искажала картину социальной реальности. Но вместе с тем следует отметить, что в отличие от многих своих предшественников Тард сумел приблизиться к пониманию того, что одной из основных задач социологии должно быть изучение социального взаимодействия. Этому


вопросу Тард уделил немало внимания. В значительной мере оно отра­зилось в разработке концепции противоположения («оппозиции») как второго (после подражания) основного социального процесса.

Считая «оппозицию» своеобразной приватной формой социального конфликта, Тард стремился доказать, что наличие общественных противо­речий обусловливается взаимодействием сторонников противоположных социальных изобретений, выступающих в качестве конкурирующих мо­делей подражания. Преодоление таких ситуаций, как полагал Тард, во многом происходит в силу действия третьего основного социального процесса - приспособления (адаптации).

Полагая, что «элемент социального приспособления лежит, в сущ­ности, во взаимном приспособлении двух людей, из которых один словом или делом отвечает вслух на высказанный или молчаливый вопрос другого, так как удовлетворение потребности, как и решение задачи, есть только ответ на вопрос» . Тард считал «адаптацию» доми­нирующим моментом социального взаимодействия. В частности, именно такое понимание приспособления было характерно для суждений Тарда по проблеме классов и классовой борьбы. Тард одним из первых среди западных социологов стал охотно пользоваться понятием «класс». В то же время содержание данного понятия он относил лишь к психическим компонентам и декларировал, что классовая борьба является отступле­нием от правил «нормальной жизни».

Подчеркивая, что главным моментом межклассовых отношений вы­ступает не борьба, а сотрудничество, Тард рекомендовал «низшему классу» осуществлять восхождение по ступеням общественной иерархии путем абсолютного подражания «высшему классу». По его мнению, роль важного фактора, уничтожающего расстояние между социальными классами, может сыграть, например, «вежливое обращение». В дальней­шем аналогичные социальные рецепты преодоления классовых про­тиворечий - унификация «стиля жизни» и манер поведения - высказы­вались могими западными социологами и политологами.

Среди исследовательских интересов Тарда заметное место занимала проблема «психологии толпы» и механизмов формирования общест­венного мнения. Понимая толпу как собрание разнородных, незнакомых друг другу элементов, Тард утверждал, что формирование толпы проис­ходит в результате двоякого действия механизма подражательности. Толпа, по Тарду, это «собрание существ, поскольку они готовы подражать друг другу или поскольку они, не подражая друг другу теперь, походят друг на друга, так как общие им черты являются старинными копиями с одного и того же образца» }