К основным концепциям в психологии относится. Психологические концепции. Образование как социокультурный феномен
В начале XX века возникает несколько направлений в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и гештальтпсихология, в США – функционализм, бихейвиоризм и школа Курта Левина. В психологии разрабатываются новые научные концепции и теоретические направления, проводятся соответствующие эмпирические исследования. Наиболее известными из них стали: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология.
Бихевиоризм
В это время в американской психологии возникает её ведущее направление – бихевиоризм (от англ. «behavior» – поведение). Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь реально проявляющееся поведение. Это хорошо увязывалось с прагматическим направлением всей американской науки того времени. Основателем бихевиоризма (поведенческой психологии) считается американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он рассматривал психологию как теорию поведения, исключив из изучения субъективные явления и сознание человека. Понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Уотсон заменил понятиями о мышечных и секреторных реакциях, поведение сводил к внешним приспособительным актам, отрицал сознание как особую форму регуляции поведения. Благодаря бихевиоризму объективные методы изучения психики получили широкое распространение. Построение научной психологии бихевиористами ориентировалось на естественные науки.
Одним из основателем бихевиоризма был Э.Торндайк (1874-1949гг.), изложивший обширный экспериментальный материал в своей докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов». Первая его работа «Ум животных» (1898) стала важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса учения. Для этого использовал так называемые «проблемные» ящики. Он помещал подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян) в «проблемные ящики» – экспериментальные устройства различной степени сложности, фиксировался характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление. Помещённое в ящик животное могло выйти из него, или получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство – нажав на пружину, потянув петлю и т.п. Первоначально животное совершало множество движений, бросалось в разные стороны, царапало ящик и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось для него удачным. «Пробы, ошибки и случайный успех» – таково было заключение, принятое учёным для всех типов поведения как животных, так и человека. Открытия Э.Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. Таким образом, Э.Торндайк изучал на животных законы интеллекта как научения . При этом под интеллектом имелась в виду выработка организмом «формулы» реальных действий, позволяющих успешно справиться с проблемной ситуацией. Вводился в обиход «вероятностный стиль мышления»: в органическом мире выживает лишь тот, кому удаётся, «пробуя и ошибаясь», отобрать наиболее выгодный из многих возможных вариант реакции на среду.
Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия – стимулы (S). S→R – такова формула бихевиоризма. Достижением бихевиоризма стала разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакции организма на эти воздействия. Согласно бихевиоризму человек при рождении имеет определённое количество врождённых схем поведения, над которыми надстраиваются более сложные формы – «регуляторы поведения». Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению. Закрепление реакций происходит по «закону упражнений» – в результате многократного повторения они автоматизируются. Американские бихевиористы проводят параллель между периодами развития ребёнка и предполагаемыми эпохами развития первобытного общества.
В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Но были игнорированы важнейшие компоненты действия – мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологии полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как «чёрный ящик».
Идеи бихевиоризма получили развитие в трудах других американских психологов – Э. Толмена и К. Халла. Эдвард Толмен (1886-1959) разработал концепцию, в которой пытался соединить идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма. Схему поведения «стимул-реакция» Толмен превратил в целостный акт, который включал в себя в качестве опосредствующего звена «промежуточные переменные»: мотив, цель, познавательные структуры.
Классиком необихевиоризма считается и Кларк Халл (1884- 1952). Он также отстаивал необходимость введения в объяснение поведения по принципу «стимул-реакция» факторов, опосредствующих двигательную реакцию на раздражитель. Халл пытался подойти к анализу поведения строго математически. Современным представителем бихевиоризма является американский психолог Берхус Скиннер (р. 1904). Он считает, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Скиннер известен как автор концепции «оперантного» (от слова «операция») научения, объясняющей механизмы формирования нового опыта. На этой основе он разрабатывает способы управления поведением человека. Однако в 50-е годы XX века произошла общая дискредитация бихевиоризма. Основной причиной этого был антиментализм бихевиористов, их невнимание к внутреннему психическому миру человека.
Гештальтпсихология
Другой влиятельной концепцией в психологии XX века стала гештальтпсихология. Это направление появилось в Германии. В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством М.Вертгеймера (1880-1943гг.) возникла новая психологическая школа – гештальтпсихология (от нем. «gestalt» – форма, структура). В неё входили известные психологи В.Келер (1887-1967гг.) и К.Коффка (1886-1941гг.). В опытах М.Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е. постулировалось, что психические образы – это не комплексы ощущений. Немецкие ученые в своей психологической теории опирались на представление о целостности психических явлений. Принцип научности был главным в их исследованиях. Естественные науки выступали в качестве образца.
Макс Вергеймер (1880-1943) критиковал ассоциативное направление в психологии и экспериментально доказал, что сознание строится из целостных образов (гештальтов), неразложимых на отдельные сенсорные элементы.
Курт Коффка (1886-1941) также был одним из основателей гештальпсихологии и дал фундаментальный анализ и изложение этого направления. При этом он первым среди гештальпсихологов обратился к проблемам развития ребенка.
Вольфганг Келер (1887-1967) считал, что психологическое знание следует строить по образцу физического, поскольку процессы в сознании и организме находятся во взаимно однозначном соответствии. Руководствуясь этой идеей, он распространил понятие о гештальте на головной мозг. В опытах на животных Кёллер доказал роль инсайта (видения ситуации в целом) в успешном решении интеллектуальных задач. Идеи Курта Левина (1890-1947) также были близки к гештальпсихологии. Он наиболее известен как автор концепции динамической системы поведения – теории «поля». Под «полем» он понимал целостное «жизненное пространство», описываемое геометрической моделью, в котором развертывается человеческая активность.
Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею «атомизма» в психологии – представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Существует некая изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур. Макс Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённых действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально имеющиеся структуры – гештальты.
В исследованиях гештальпсихологов было открыто более ста закономерностей зрительного восприятия, среди которых наиболее известные: «апперцепция» (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека), взаимодействие «фигуры и фона», «целостность» и «структурность» восприятия, «прегнантность» (стремления к простоте и упорядоченности восприятия человека), «константность» восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия), «близости» (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве), «замыкания, завершения» (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).
Адаптивные формы поведения объяснялись универсальным понятием «инсайта» (от англ. «insight» – озарение) – внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач. Но, к сожалению, гештальтисты пытались объяснить сознание, исходя из него самого.
Глубинная психология как направление психологии XX столетия включает целый ряд концепций, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, инстинктивных процессов и побуждений. К этому направлению относятся 3. Фрейд, о котором речь уже шла выше, а также неофрейдисты А. Адлер, К. Юнг. Характерной особенностью глубинной психологии была ее направленность на решение практических задач. В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд (1856-1939), работая над «Проектом программы научной психологии», пришёл к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на все современные психологические теории.
Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике и психических процессов. Господствующий методологический принцип в психологии и медицине отражал локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного «полома», соответствующего любому болезненному явлению. Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационистского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных) психических процессов стало предметом пристального внимания исследователей.
Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) создал научную школу под названием «индивидуальная психология». В своем учении он отстаивал принципы внутреннего единства психической жизни личности, считал, что нет жесткой границы между сознанием и бессознательным. Основными движущими силами развития личности, по мнению Адлера, являются стремление к превосходству, успеху, совершенству, а также чувство общности, выражающееся в готовности сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей.
Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) был последователем Фрейда, но в дальнейшем отошел от фрейдизма. Он утверждал, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное как наследуемый опыт предшествующих поколений. Система его психологических знаний получила название «аналитическая психология».
К психоаналитическому направлению в психологии причисляется и немецко-американский психолог Эрих Фромм (1900-1980). Он считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение - не просто условие, но важнейший фактор развития личности. Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории. Работы Фромма заложили основы направления в западной психологии, получившего название фрейдо-марксизма. В своих работах он пытался соединить идеи Фрейда не только с Марксом, но и с Адлером, и гуманистической психологией.
Важная роль в развитии психологических знаний в начале XX века принадлежит русским ученым, хотя явного тяготения к каким-либо психологическим школам у них не было. Александр Федорович Лазурский (1874-1917) много занимался проблемами изучения характера человека, одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности.
Русский психолог Николай Николаевич Ланге (1858-1921) стал одним из лидеров экспериментальной психологии в России. Разработал на экспериментальной основе концепцию стадиальности восприятия, моторную теорию внимания.
Особенно заметную роль в истории русской психологии играл Георгий Иванович Челпанов (1862-1936). Более всего он известен как основатель первого и старейшего в России психологического института (в 1912 г.). Челпанову принадлежат работы по восприятию пространства и времени, а также труды по экспериментальной психологии.
Выдающимся направлением психологии XX века является генетическая психология . Основателем его считается швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучала умственное развитие ребенка, происхождение интеллекта, формирование у ребёнка таких фундаментальных понятий, как пространство, время, причинность. Пиаже и его сотрудников интересовали особенности детской логики, механизмы познавательной деятельности ребенка.
В середине XX века появилось новое направление – гуманистическая психология . «Гуманистическая психология» – это собирательное понятие, которое охватывает целый ряд достаточно разных школ, направлений, движений и подходов. Одним из основателей считается американский психолог Карл Роджерс (1902-1987). Он отказался от карьеры священника, к которой готовился с юности, и увлекся психологией. В дальнейшем работал в качестве практикующего психолога и профессора в университете. В своей теории личности Роджерс описывает определённую систему понятий, характеризующих представления человека о себе и своих близких. Важнейшее место в ней занимает «Я»-концепция. В этой связи описывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Идея ценности и уникальности человеческой личности стала центральной для Роджерса, как и для других представителей гуманистической психологии. Его открытия связаны не только с новым взглядом на самоактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к психокоррекции. Он считал, что психотерапевт не должен навязывать своего мнения пациенту, а должен подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. Таким образом были созданы основы недирективной психотерапии.
Представителем гуманистической психологии считается и другой выдающийся американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Он пришел к выводу о необходимости формирования третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму. Его собственная теория имела ключевое понятие – «самоактуализация», одно из центральных в концепции гуманистической психологии. Цель личностного развития – стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – смерть для человека как личности, для его «самости».
Однако взгляды основателей гуманистической психологии характеризуются существенными расхождениями. Например, Гольдштейн, Маслоу и Роджерс говорят о том, что человеку присуща некая внутренняя сила – тенденция к самоактуализации, направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия, разворачивания заложенных в нём возможностей, сил и способностей. Это как бы основная идея ведущего гуманистического подхода к личности. Но в рамках этого же движения есть авторы, в частности такие как Ролло Мэй, Олвин Марер, Рональд Лэнг, которые принадлежат так называемому «экзистенциальному» ответвлению в гуманистической психологии. Они считают, что таких сил нет, а направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает. Это противопоставление является одним из, может быть, наиболее ключевых противопоставлений, потому что это различие взглядов, на которое обратил внимание Роуэн, является одним из основных критериев, по которым можно отличить «экзистенциальное» направление в рамках гуманистической психологии от направления, которое условно можно обозначить словом «личностно-центрированное» .
Об этой так называемой «экзистенциальной психологии» у нас известно то, что ярким представителем экзистенциальной психологии является Виктор Франкл, автор психотерапевтической модели «логотерапия». Были изданы философские работы Мартина Бубера, в том числе его ставшая уже классической книга «Я и Ты», которая хоть и не является собственно психологической, но служит одним из основных «писаний» для экзистенциальных психологов, и столь же основополагающая философская книга П.Тиллиха «Мужество быть». Наконец, одна из первых книг Ролло Мэя – блестящее пособие по психологическому консультированию, написанное с позиций экзистенциального подхода к человеку. Говоря о том, что представляет из себя направление экзистенциальной психологии, чаще всего начинают ссылаться на экзистенциальную философию – на Хайдеггера, Ясперса, Сартра и прочих. Однако экзистенциальная психология представляет собой достаточно самостоятельный пласт материалов, совершенно отличный от экзистенциальной философии и имеющий свои собственные теоретические традиции, то есть теоретическим обоснованием экзистенциальной психотерапии является не философия экзистенциализма, а обширные теоретические разработки именно в рамках психологии.
В начале 60-х годов XX века в научной психологии произошла поразительно быстрая смена интересов и теоретической ориентации западной экспериментальной психологии. Зародилось новое направление – когнитивная психология . Термин «когнитивный» означал возросший интерес к изучению познавательных (когнитивных) процессов. Связано это было с интенсивным развитием кибернетики, математического моделирования, с появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Познавательные процессы рассматривались по аналогии с ЭВМ как процессы переработки информации. Одним из лидеров нового направления стал американский психолог Ульрих Найссер. В исследованиях Найссера познание человеком окружающего мира, осуществляемое в процессе восприятия, памяти, воображения, мышления, рассматривается как активный процесс усвоения информации внутренними структурами опыта. Когнитивная психология до сих пор остается самым влиятельным направлением исследований в мировой психологической науке.
К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.
Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.
Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.
Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.
Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом, поэтому иногда называется «фрейдизм».
Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.
Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.
Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека
Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях. Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.
В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 1930-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.
Вплоть до 1960-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.
Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.
Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.
Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.
Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.
Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.
Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.
Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.
Основной вывод, во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.
Согласно концепции швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875-1961), личность (душа) человека состоит из трех взаимодействующих структур: сознания (Эго), личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Сознание (Эго) - это индивидуальная психологическая структура, включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым человек осознает себя, регулирует свою сознательную деятельность.
Личное индивидуальное бессознательное - это совокупность инстинктов, способствующих выживанию, и "бессознательных комплексов", или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания.
Юнг указывал, что именно в бессознательное поступает та информация из внешнего мира, которая изначально обладает малой интенсивностью или иными параметрами, делающими ее недоступной для сознания человека.
Современные исследования подтвердили правоту Юнга. Оказывается, каждую секунду человек получает из внешнего мира и Космоса около миллиарда бит информации, но ощутить и осознать человек может лишь 16 бит информации в секунду. Остальная информация (практически весь этот миллиард бит информации) поступает в бессознательное. Таким образом, бессознательная часть психики несравненно более информационно насыщена, чем сознание, и более тесно связана с миром, природой, людьми, с Космосом.
Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества, являющееся проявлением созидательной космической силы. В отличие от индивидуального (личностного) бессознательного, коллективное бессознательное идентично у всех людей, общее для всего человечества и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным.
Коллективное бессознательное - это наиболее глубинный уровень психики, основная структура личности, в которой собран весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов - врожденных психологических факторов, первичных идей. Коллективное бессознательное - "это духовное наследие всего, что было пережито человечеством"; это "общая душа, не имеющая временных пределов"; фундамент индивидуальной психики. Коллективное бессознательное есть "предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны". Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов.
Архетипы, психические первообразы, обусловливают, с одной стороны, предрасположенность к поведению определенного типа, а с другой - коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху. Они проявляются в мифах, сказках, искусстве, выражая дух эпохи. Архетипы являются связующим звеном между материей и психикой. Юнг назвал их психоидами, полагая, что они способны каким-то образом влиять на наш физический мир. Юнг описывал архетипы Матери, Отца, Персоны, Анимы, Анимуса, Тени и Самости.
Архетип "Мать" - это обобщенный образ всех матерей прошлого, могущественный первообраз, который окрашивает в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение человека к матери, женщине, обществу, чувствам.
Архетип "Отец" - обобщенный образ всех отцов прошлого. Этот архетип определяет отношение человека к мужчине, к закону, к государству, к разуму, к Богу.
Архетип женщины ("Анима") - это чувственней образ женщины, который тысячелетиями носит в себе мужчина. Многие мужчины могут до деталей описать образ "желанной женщины, чувственный образ желанной любовницы" и среди огромного числа женщин могут распознать и искать тех, кто больше всего подходит под тип Анимы. Архетип Анимы, с одной стороны, обусловливает тенденции сексуальных предпочтений мужчины, а с другой - внутреннюю "психологическую" женщину, живущую в душе мужчины. Именно в мужчине выражается его архетип Анимы в виде необузданных эмоций, капризов, иррациональных чувств (бессознательно проявляются женоподобные качества).
Архетип мужчины ("Анимус") - это чувственный образ желанного мужчины, который, с одной стороны, обусловливает сексуальные предпочтения женщины, а с другой стороны, представляет собой внутреннего "психологического" мужчину, живущего в душе женщины. Бессознательный архетип
Анимуса помогает женщинам проявлять стойкость в жизненных ситуациях, а также побуждает их спорить, используя нелогические аргументы, не признавать ничьей правоты, оставляя за собой последнее слово в споре, считая свое мнение самым верным.
Архетип "Персона" (от лат. persona - личина, маска) - это публичное лицо человека, которое служит цели производить впечатление на других и утаивать от них свою истинную сущность. Персона как архетип необходима для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.
Архетип "Тень" представляет собой подавленную, теневую и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти, но выступает как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека. Юнг считал, что функция сознания (Эго) состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону своей натуры до такой степени, чтобы жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
"Самость" - самый важный архетип в теории Юнга, он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Целостность личности достигается за счет действия архетипа "Самость", который координирует вес структуры психики человека и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека.
К. Г. Юнг ввел понятие аказуального связующего принципа синхронности, обозначающего осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве, когда "определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состоянию".
Например, вы подумали о человеке, которого давно не видели, и он неожиданно появляется перед вами или звонит вам издалека. Или неожиданно у нас возникает тревожное состояние страха, и вы вскоре оказываетесь свидетелем или участником несчастною случая и т.н.
Возможное объяснение явлений "синхронности" - наличие бессознательной связи человека с другими людьми, с архетипами коллективного бессознательного, с физическим миром и информационным полем человечества и Космоса, с прошлыми, настоящими и будущими событиями.
Новаторские идеи К. Г. Юнга о коллективном бессознательном, о бессознательном единстве человека со всем человечеством, миром, Космосом получают свое дальнейшее развитие и подтверждение в современных исследованиях трансперсональной психологии.
1.1. Бихевиоризм
1.2. Психодинамический подход
1.3. Когнитивный подход
1.4. Гуманистический подход
1.5. Психогенетический подход
1.1. Бихевиоризм
Бихевиоризм определил облик американской психологи века. Его основатель Джон Уотсон (1878- 1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название - от английского behaviour – поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, - не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не подлежат изучении, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.
1.2. Психодинамический подход
В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализа, или фрейдизма, которое определило развитие психодинамического подхода. 3. Фрейд ввел в психологию рядважных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.
Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов. Таким образом, психодинамический подход включал в себя также следующие психоаналитические концепции: индивидуальную психологию А.Адлера; аналитическую психологию К.Юнга; эго-психологию Э.Эриксона и др.
1.3. Когнитивный подход
Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола - знать. Сторонники этого подхода утверждают, что человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека.
1.4. Гуманистический подход
Гуманистическая психология - ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу, предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.
Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация , рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.
1.5. Психогенетический подход
Очень интересен данный подход с токи зрения доктора Чампиона Курта Тойча. Его концепция, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к некоторым болезням, но и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) - соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций.
Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энергетическую волну (как предполагают физики, мысль - это энергетическая волна виртуальных фотонов - мельчайших ядерных частиц). Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Происходит психическое взаимодействие между людьми на неосознаваемом уровне, поскольку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть и оказать некое влияние на бессознательную часть психики другого человека.
Таким образом, и сознательные, и бессознательные желания, убеждения, переживания, мысли человека помимо субъективного внутреннего состояния всегда получают и объективное выражение в разных формах: 1 - энергетическое излучение-волна; 2 - действия человека; 3 - осознанные мысли, желания человек может внешне выразить и через слова; 4 - в конечном счете, мысли могут выражаться внешне и через предметы, например, мысль конструктора в конце концов воплощается, объективируется в конкретном предмете, изделии, изобретении.
Парадигма психологизма. Органическая концепция общества, стремившаяся объяснить ряд важных социальных явлений исходя из чисто биологических аналогий, чрезвычайно упрощала понимание структуры общественного бытия, специфику его развития и функционирования. Чрезмерная натурализация социальных явлений не позволяла учесть самый главный фактор общественного бытия - роль человеческой психики и сознания. Неудивительно поэтому, что чисто биологические модели структуры общества и путей его развития постепенно утрачивают свою популярность, уступая место более сложным теоретическим системам, акцентирующим внимание на психосознательных факторах человеческого поведения. В социологии складывается целое направление психологизма, представители которого, с разных сторон рассматривая суть психологических явлений, старались определить с их помощью сущностные характеристики человека и общества, законов их функционирования и развития.
Несмотря на то что практически по всем наиболее важным параметрам (определению предмета, метода, главных исследовательских процедур, категориально-понятийному аппарату, целям и задачам исследования, методам и способам описания, интерпретации результатов, нацеленности на анализ развития и функционирования общества и т. п.) различные психологические направления западной социологии классического периода существенно отличались друг от друга, тем не менее им присущи и общие черты. Все они основывались на позициях психологического редукционизма, т. е. допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов.
В рамках психологического подхода почти одновременно сформировались три относительно самостоятельных течения - индивидуалистское, групповое и социетарное. Представители первого считали, что социальные явления и процессы обусловливаются действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида и соответствующего категориально-понятийного аппарата. По мнению сторонников второго направления, аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии групп (рода, племени, коллектива и т. д.). Представители третьего подхода рассматривали психику индивида как продукт общества и предлагали подходить к тем же действиям с позиций общественной психологии и социологии.
Анализ этих подходов и характер их взаимодействия позволяет более глубоко и всесторонне раскрыть суть парадигмы психологизма в социологии.
Психологический эволюционизм. Лестер Уорд (1841-1913) - американский исследователь - геолог и палеонтолог, первый президент Аме-
Риканской социологической ассоциации. Одним из первых используя идею Спенсера о всеобщей эволюции и развитии общества как высшем этапе этой эволюции, попытался наполнить ее человеческим содержанием, т. е. представить этот этап космической эволюции как реализацию сознательно поставленной цели, как «направленное развитие», в рамках которого более важную роль играют психические (сознательные), а не чисто биологические факторы.
В книге «Динамическая социология, или Прикладная социальная наука, основанная на статической социологии и менее сложных науках» (1891) Уорд отстаивал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания. При этом он утверждал, что желание быть счастливым есть основной стимул всех общественных движений и это желание поддерживало все прошлые моральные и религиозные системы.
Существенной частью социологии Уорда стало его учение о сущности универсальных социальных сил. К «существенным общественным силам» он относил «силы предохранительные» - «положительные» (вкус и стремление к удовольствию) и «отрицательные» (стремление избежать страдания), а также «силы воспроизводящие» - «прямые» (половые и любовные желания) и «непрямые» (родительские и родственные чувства).
Исходя из того, что силы общественные есть силы психические, а потому и социология должна иметь психический базис, Уорд объяснял мотивы группового поведения действием яда «психических сил», которые относились им к сфере мотивации поведения личности и не могли охватывать всей совокупности социальных факторов, влияющих на формирование этой мотивации.
Уорд особенно подчеркивал, что «психические силы», «великий психический фактор» предшествовавшие ему исследователи социальных проблем просто упустили из виду и что это упущение преодолевается в его социологии.
В контексте данного тезиса Уорд обратил особое внимание на личностную проблематику. Основой всех действий личности, своего рода «первоначальной социальной силой» Уорд рассматривал «желания», выражающие природные импульсы человека. Многообразие человеческих желаний группируется, с его точки зрения, вокруг двух основных - удовлетворения голода и жажды и удовлетворения половых потребностей, отражающих стремление к продолжению рода. Этими комплексными желаниями, согласно концепции Уорда, обусловливается активное поведение человека, направленное на преобразование естественной окружающей среды.
Подчеркивая исключительную роль человеческого интеллекта как главной движущей силы исторического развития, Уорд вместе с тем отме-
чал противоречивость человеческого существования. В частности, он неоднократно подчеркивал, что прирожденные интересы человека действуют, как правило, в противоположных направлениях, в силу чего интересы отдельных индивидов сталкиваются, «бросаются друг на друга» и что в общественной сфере идет постоянная борьба за существование. В результате, по Уорду, единственной основой для формирования всех социальных учреждений могла явиться лишь первичная, однородная, недифференцированная общественная плазма - групповое чувство безопасности.
Согласно концепции Уорда, человеческие желания, связанные с удовлетворением голода и жажды, породили труд и обман, которые являются постоянными спутниками человеческой цивилизации. При этом в доктрине Уорда обман выступал как специфическая разновидность труда. По его мысли, на первых ступенях эволюции человек обманывал животное, чтобы убить и съесть его, а сейчас он обманывает людей для приобретения богатства и удовлетворения своих желаний.
Помимо «желания», поведение человека, как утверждал Уорд, определяется также и «репродуктивными силами», к которым он относил, в частности, сексуальную, романтическую, супружескую, материнскую и кровную любовь (с соответствующими им различными видами ненависти). В природе этих сил Уорд усмотрел и источник неравенства, существенный элемент которого - неравенство между мужчиной и женщиной -определяется, по его мнению, совокупностью всех иных неравенств.
Определив стимулы индивидуального поведения, Уорд далее описывает психические факторы цивилизации. По его мнению, последние подразделяются на три основные группы: субъективные, объективные и социально синтезированные факторы. Явления, обнимаемые чувством, он относил к «субъективной психологии», а обнимаемые интеллектом, - к «объективной психологии».
Ксубъективным факторам, кроме всего прочего, он относил различные проявления души: чувства, эмоции, волевые акты и т. д., к объ -ективным - интуицию, способность к изобретению, проявление творческого духа, интеллектуальные задатки, а к социальному синтезу факторов - экономию природы, экономию ума, социальные аспекты проявления воли и интеллекта, социократию.
Существенно психологизируя социологическую теорию, Уорд потратил немало усилий на разработку концепции «социогении», которая, как он полагал, представляет собой высшую качественную ступень эволюции всего сущего. Так, в результате рассмотрения основных этапов космо-, био- и антропогенеза Уорд сделал вывод, согласно которому главные цели эволюции (биологический уровень) и общества (социологический уровень) совпадают: это - «усилие». Таким образом, по Уорду, социогения синтезирует все природные и социальные силы, обладая к тому же неким чувством и разумной целью.
Социальный прогресс общества и цивилизации, по мнению Уорда, обусловливается и обеспечивается особыми «социогенетическими силами», которые подразделялись им на силы интеллектуального и морального порядка. Из всех «социогенетических сил», согласно Уорду, главную роль играют «интеллектуальные силы», являющиеся источником идей и подчиненные трем желаниям знания: получению знаний, раскрытию правды и установлению взаимного обмена информацией.
Значительное внимание уделил Уорд разработке утопического учения об «идеальном обществе» - «социократии», отличительным признаком которого, по его мнению, будет научный контроль социальных сил «посредством коллективного разума общества».
Излагая основные идеи своего социологического учения, Уорд подчеркивал, что сутью его концепции и «венцом всей системы» является «признание и доказательство необходимости равного и всеобщего распределения знания» .
Полагая, что в современном ему обществе идет борьба за организацию, Уорд провозгласил эту борьбу фундаментальным законом социального развития. Исходя из содержания этого закона, он вывел тезис о необходимости всеобщего образования как регулирующего фактора организационной структуры капиталистического общества. Образование, писал Уорд, единственная надежная форма социальных видоизменений, несомненно влекущая за собой благие последствия. Постоянно подчеркивая, что единой целью всех общественных органов и учреждений должно быть общее благосостояние, Уорд предлагал в роли средства для достижения этой цели «уменьшение социального трения».
Психологический эволюционизм социологического учения Уорда, сводивший суть социальных процессов к столкновению неизменных черт биологической и психической природы индивида с общественными условиями, являл собой в конечном счете обоснование идеи мирного устранения социального неравенства и просветительской трансформации капитализма в социально справедливое и благоденствующее общество.
Франклин Гиддингс (1855-1931) - американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии (1894) в Колумбийском университете, подобно Уорду, также ориентировался на создание всеохватывающей социологической системы, исходя из психологических оснований.
Характеризуя социологию как «конкретную, описательную, историческую, объяснительную» науку, Гиддингс отмечал, что в отличие от психологии, изучающей проявления индивидуального разума, социология касается более сложных и специализированных явлениий разума, наблюдаемых в ассоциации индивидов друг с другом.
По мысли Гиддингса, социология - это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии..., в силу чего в социологии необходимо развивать «конструктивный» метод психологиче-
ского синтеза на основе тщательного изучения психических вероятностей «великого мира человеческой борьбы».
Центральная теоретическая идея Гиддингса наиболее полно выразилась в понятии «себеподобного сознания» («сознания рода», «родового сознания»), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим. «Первичный элементарный субъективный факт в обществе есть сознание рода, - утверждал Гиддингс, -... под этими словами я подразумеваю такое состояние сознания, в котором всякое существо, какое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою» .
Именно «сознание рода», по Гиддингсу, делает возможным осмысленное многомерное взаимодействие разумных существ и одновременно сохраняет индивидуальные особенности каждого из них, так как только сознание рода, по его мнению, отличает социальное поведение от чисто экономического, политического или чисто религиозного поведения.
Трактуя общество как ряд взаимосвязанных дифференцированных групп и ассоциаций, в которых наблюдается постоянный сложный процесс производства и воспроизводства социальных отношений и сложных организаций, Гиддингс считал необходимым рассматривать общество как союз, организацию, сумму внешних отношений, связывающих вместе соединившихся индивидов.
В качестве исходного момента социального организма Гиддингс принимал исключительно психическое начало. «Общество в первоначальном смысле слова, - отмечал Гиддингс, - означает сотоварищество, общую жизнь, ассоциацию, а все... социальные факты по природе своей -психические», в силу чего общество есть «психическое явление, обусловленное физическим процессом» .
Анализируя природу и характер общественной ассоциации индивидов, Гиддингс утверждал, что «истинная ассоциация начинается в зарождении сознания рода» , а «ассоциация подразумевает, что сношение убедило сталкивающихся индивидов в том, что они слишком подобны между собою, чтобы пытаться покорить друг друга...» [П. С. 118].
С точки зрения Гиддингса, в обществе действуют два основных типа сил, именуемые им «волевым процессом» и силами «искусственного отбора как сознательного выбора». В частности, это силы социализирующие (условие, по Гиддингсу, внешнее по отношению к социальной структуре, порождающее ассоциацию и способствующее социализации) -страсти и стремление индивидов, климат, почва и прочее, с одной стороны, и социальные силы - с другой. В структуру «социальных сил» Гиддингс включал влияние группы или общества на индивида. Это влияние направляет поведение индивидов к достижению групповых целей любого характера. Примерами «социальных сил», полагал социолог, могут служить общественное мнение или законодательство.
В общем виде социальный процесс выступает у Гиддингса как взаимодействие сознательных мотивов, волевой ассоциации и физических сил.
К числу позитивных моментов социологического учения Гиддингса можно отнести и его вывод о существовании определенной взаимосвязи между социальной структурой, социальным процессом, социальными силами и различного рода субъективными моментами социальных явлений.
В целом, придерживаясь в первый период своего творческого развития идеи психического эволюционизма, он полагал, что в общественном развитии действуют две силы: сознательная и бессознательная, поэтому главными факторами эволюции у него выступают, с одной стороны, объективно-природные, а с другой - субъективно-психологические. Причем последние приобретают не столько личностный, сколько коллективный характер как «сознание рода», которое и предопределяет поведение индивидов.
Инстинктивизм. Во второй половине XIX века рационалистические тенденции в трактовке человеческого бытия несколько ослабевают, уступая свое место парадигме иррационализма. В рамках новой философской ориентации (Ф. Ницше, М. Штирнер и др.) формируется новая методологическая установка, в которой общественные явления начинают осмысливаться в терминах неосознанных «инстинктов», «стремлений» и «импульсов». В социологии это устремление воплотилось в теории ин-стинктивизма.
Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) - социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 года профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке.
Провозгласив психологию «основным базисом», на котором должны быть построены все социальные науки - этика, экономика, наука о государстве, философия, история, социология, Мак-Дугалл стремился создать психосоциальную систему общественных дисциплин.
Главное место в учении Мак-Дугалла занимают социально-психологическая теория личности и дифференцированная классификация социальных инстинктов, импульсов, эмоций. По его мнению, основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, и вследствие этого теоретической основой всех общественных дисциплин должна стать «психология инстинкта».
Подменяя собственно социологический подход психологическим ин-стинктивизмом, Мак-Дугалл понимал инстинкт как «врожденное, или природное, психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать определенные объекты или обращать внимание на них и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, дей-
ствовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, испытывать импульс к такому действию» .
По мнению Мак-Дугалла, «инстинкты» являют собой наследственно определенные каналы разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (воспринимающей, рецептивной) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления центральной части, благодаря которой мы испытываем специфическое эмоциональное возбуждение при восприятии данных предметов, и эфферентной (двигательной) части, которая обусловливает характер нашей реакции на эти предметы.
Мак-Дугалл выделял около 20 основных инстинктов, обусловливающих поведение человека. Среди них инстинкты любопытства, драчливости, воспроизведения себе подобных, самоуничижения и т. д. Главенствующим инстинктом Мак-Дугалл считал стадный инстинкт.
Примитивизируя различного рода социальные процессы и явления, Мак-Дугалл произвольно сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов. Так, в соответствии с собственной гипотезой о причинах вооруженного насилия он характеризовал войны как вечные и неизбежные проявления инстинкта драчливости, в основе же религии, по Мак-Дугаллу, лежит комплекс инстинктов, среди которых особое внимание он уделял комплексам любопытства, самоуничижения и эмоционального возбуждения.
Всего же Мак-Дугалл выделил семь пар основных инстинктов и эмоций. По его мнению, каждому первичному инстинкту соответствует определенная эмоция, которая подобно инстинкту является простой и неразложимой и проявляется в виде субъективного коррелята инстинкта. Например, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту драчливости - эмоция гнева, инстинкту воспроизведения - эмоция сексуальной ревности и т. д.
С точки зрения Мак-Дугалла, в ходе развития эмоциональной сферы человека различные эмоции объединяются в более сложные группы и приобретают иерархическое строение. При этом подчеркивалось, что если комплекс эмоций индивида организован вокруг стабильного объекта, то происходит развитие чувства. Из всех человеческих чувств Мак-Дугалл особо выделял «эготическое чувство» как доминирующее в сложившейся структуре характера человека. Этим чувством, по Мак-Дугаллу, обусловливается формирование содержания и формы человеческого «Я», которое в целом соответствует общему социальному фону.
Примечательной в учении Мак-Дугалла была трактовка им социальных процессов как процессов, изначально устремленных к некой биологически значимой цели. Главным признаком живого является «горме» - некая движущая телеологическая сила интуитивного характера.
Считая стремление к цели базисным признаком поведения животных и человека, Мак-Дугалл хотел создать целевую «гормическую психологию»,
В которой это поведение могло бы получить соответствующее объяснение. Однако в конечном счете эти попытки не увенчались успехом.
Психологический инстинктивизм внес определенный вклад в развитие социологии прежде всего своим обращением к изучению неосознаваемых компонентов человеческой психики и их роли в общественной жизни. Однако собственная теоретическая основа этого социологического направления оказалась весьма уязвимой. Не только содержание, но даже и количество «базовых инстинктов» весьма существенно разнилось у представителей инстинктивизма. Так, Мак-Дугалл доводил их количество до 18, У. Джеймс - до 38, а Л. Бернард в ходе анализа значения этого термина в соответствующей литературе насчитал уже 15 789 отдельных инстинктов, которые «укрупнялись до 6131 инстинкта самостоятельной «сущности».
В целом, признавая справедливость замечания П. Сорокина о том, что инстинктивистские концепции представляли собой некую разновидность рафинированного анимизма, поскольку «позади человека и его деятельности они помещают некоторое число духов, называя их инстинктами, и интерпретируют все явления как проявления этих инстинктов-духов» , необходимо отметить, что эти концепции выступили как своеобразный теоретический луч, который, высвечивая какие-то важные моменты человеческой психики, давал понять некоторые акты поведения человека. Хотя, разумеется, этот луч оказался чрезвычайно узким и не смог охватить всего богатства человеческой психики и объяснить многие тайные стороны человеческого бытия.
Теория подражания. Большое влияние на формирование и развитие психологических направлений в западной социологии классического периода оказал французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль Тард (1843-1904).
По мнению Тарда, общество есть продукт взаимодействия индивидов, в силу чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные или «интериндивидуальные» отношения людей, познание которых является основной задачей социологии.
Призывая особенно тщательно исследовать личные особенности, которые одни только реальны, одни только истинны и которые постоянно бродят внутри каждого общества, Тард настаивал на том, что «социология должна исходить из отношения между двумя умами, из отражения одного другим, как астрономия исходит из отношения между двумя взаимно притягивающимися массами» .
Особое внимание Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Согласно теории Тарда, тремя основными социальными процессами являются: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация).
Исходя из того, что законы социологии должны распространяться на все минувшие, нынешние и грядущие состояния общества, Тард пытался найти всеобщие и вневременные социальные закономерности, которые могли бы быть сведены к нескольким «универсальным» социологическим и психологическим законам. Таковыми и стали «законы подражания», составившие концептуальное ядро его общесоциологической теории.
Генеральным положением этой теории была идея, согласно которой основной движущей силой исторического процесса, равно как и любого человеческого сообщества, является неодолимое психическое стремление людей к подражанию. «Первичный социальный факт, - подчеркивал Тард, -состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору» .
Настаивая на том, что все главнейшие акты общественной жизни совершаются под владычеством примера, Тард утверждал, что открытые им «законы подражания» присущи человеческому обществу на всех этапах его существования, поскольку «всякое социальное явление имеет постоянно подражательный характер, свойственный исключительно только социальным явлениям» .
Эти утверждения представляют собой по существу формулировку именно того, что сам Тард именовал «законами подражания».
В непосредственной связи с «законами подражания» и в их контексте Тард изучал и объяснял проблему общественного прогресса, уделяя особое внимание его источнику и механизму действия.
Согласно теории Тарда, единственным источником общественного прогресса являются открытия и изобретения, возникающие вследствие
Инициативы и оригинальности отдельных людей. Эти творческие личности, по Тарду, вырабатывают принципиально новое знание, а также знание, основанное на новой комбинации уже существующих идей. А знание такого рода и обеспечивает прогрессивное социальное развитие.
Наряду с изложением этих соображений Тард особенно подчеркивал, что глубинная причина общественного прогресса - подражание, поскольку, с одной стороны, любое изобретение, потребность в нем «сводимо... к первичным психологическим элементам, возникающим под влиянием примера», с другой - поскольку благодаря подражанию (существующему также в форме традиций, обычаев, моды и т. д.) осуществляются отбор и внедрение открытий и изобретений в жизнь общества .
Сущность концепции и законов подражания в «идеологическом измерении» достаточно определенно была выражена самим Тардом, провозгласившим в качестве основного закона закон подражания низших слоев общества высшим. Придание этому «закону» базисного статуса Тард обосновывал тем, что, по его наблюдениям, «любое, самое незначительное нововведение стремится распространиться по всей сфере социальных отношений, - при этом по направлению от высших классов к низшим» . Хотя в истории, как известно, довольно часто случалось и обратное.
В целом для учения Тарда характерно сведение значительного многообразия социальных отношений лишь к одной из их разновидностей -отношению «учителя - ученика» в ряду ситуаций. Эта элементарная схема и тардовская типология подражания и поныне используются многими современными западными социологами, утверждающими, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам и подражание идеалу.
Согласно учению Тарда, механизм действия «законов подражания» определяется преимущественно верованиями и желаниями, являющими собой некую субстанцию социального взаимодействия людей. По его мысли, именно через согласие и разногласие взаимно укрепляемых и взаимоограничиваемых верований и желаний организуется человеческое общество. При этом Тард утверждал, что общество имеет скорее юридические, нежели экономические основания, поскольку оно базируется на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и обязанностей .
Идеалистическая трактовка Тардом общества и «законов подражания» существенно искажала картину социальной реальности. Но вместе с тем следует отметить, что в отличие от многих своих предшественников Тард сумел приблизиться к пониманию того, что одной из основных задач социологии должно быть изучение социального взаимодействия. Этому
вопросу Тард уделил немало внимания. В значительной мере оно отразилось в разработке концепции противоположения («оппозиции») как второго (после подражания) основного социального процесса.
Считая «оппозицию» своеобразной приватной формой социального конфликта, Тард стремился доказать, что наличие общественных противоречий обусловливается взаимодействием сторонников противоположных социальных изобретений, выступающих в качестве конкурирующих моделей подражания. Преодоление таких ситуаций, как полагал Тард, во многом происходит в силу действия третьего основного социального процесса - приспособления (адаптации).
Полагая, что «элемент социального приспособления лежит, в сущности, во взаимном приспособлении двух людей, из которых один словом или делом отвечает вслух на высказанный или молчаливый вопрос другого, так как удовлетворение потребности, как и решение задачи, есть только ответ на вопрос» . Тард считал «адаптацию» доминирующим моментом социального взаимодействия. В частности, именно такое понимание приспособления было характерно для суждений Тарда по проблеме классов и классовой борьбы. Тард одним из первых среди западных социологов стал охотно пользоваться понятием «класс». В то же время содержание данного понятия он относил лишь к психическим компонентам и декларировал, что классовая борьба является отступлением от правил «нормальной жизни».
Подчеркивая, что главным моментом межклассовых отношений выступает не борьба, а сотрудничество, Тард рекомендовал «низшему классу» осуществлять восхождение по ступеням общественной иерархии путем абсолютного подражания «высшему классу». По его мнению, роль важного фактора, уничтожающего расстояние между социальными классами, может сыграть, например, «вежливое обращение». В дальнейшем аналогичные социальные рецепты преодоления классовых противоречий - унификация «стиля жизни» и манер поведения - высказывались могими западными социологами и политологами.
Среди исследовательских интересов Тарда заметное место занимала проблема «психологии толпы» и механизмов формирования общественного мнения. Понимая толпу как собрание разнородных, незнакомых друг другу элементов, Тард утверждал, что формирование толпы происходит в результате двоякого действия механизма подражательности. Толпа, по Тарду, это «собрание существ, поскольку они готовы подражать друг другу или поскольку они, не подражая друг другу теперь, походят друг на друга, так как общие им черты являются старинными копиями с одного и того же образца» }